Опубликовано: 14.10.2020, 10:23
 

В США решат проблемы молниезащиты истребителя F-35 уже в этом году

На данный момент полеты F-35 в радиусе 35 миль от эпицентра непогоды запрещены


[image]

Производитель семейства истребителей-бомбардировщиков F-35 Lightning II признал проблемы самолета с защитой от молнии. К концу 2020 года в самолетах, сходящих с конвейера компании Lockheed Martin, будет устранена проблема молниезащиты, выявленная ранее. После этого могут быть сняты ограничения на полеты F-35.

Неожиданная уязвимость

В июне представители правительственного сектора управления совместной программы F-35 ввели ограничения на полеты версии самолета "обычного" взлета-посадки - F-35A. Это самая массовая модификация истребителя (2462 машины из 3352 единиц всех модификаций F-35). Причиной ограничений стал дефект системы Onboard Inert Gas Generation System (OBIGGS) - узла, отвечающего за генерацию инертного газа.

OBIGGS призван защитить самолет от последствий ударов молнии. Так, в топливные баки F-35 закачивается обогащенный азотом воздух - это позволяет предотвратить взрыв после поражения баков молнией. Проблемы в OBIGGS обнаружили техники базы ВВС США "Хилл" (штат Юта) - один из патрубков, по которому газ поступает в топливные баки был поврежден, что увеличило риск несрабатывания системы.

Работа над ошибками

Вице-президент программы F-35 в Lockheed Martin Даррен Секигучи отметил, что оборонное ведомство США пришло к соглашению с производителем об исправлениях дефекта. В частности, "будет укреплен ряд кронштейнов, относящихся к патрубкам OBIGGS", передает слова Секигучи портал Defense News. Это исключит непроизвольные движения патрубков, которые приводят к их разрушению, считают в Lockheed Martin. По словам Секигучи, самолет с исправленной OBIGGS встанет на конвейер в конце 2020 года.

Вместе с тем, исправление дефектов в эксплуатируемых машинах оказалось проблематичным. Представители ВВС США и компании-производителя еще не утвердили окончательный график, но Секигучи подчеркнул, что "выполнение работ в полевых условиях, вероятно, растянется на несколько лет".

Проблемная система

Напомним, 5 июня во время проведения планового ремонта ремонтники обнаружили повреждения патрубков на 14 из 24 самолетов F-35A. После этого поставки самолетов были приостановлены на три недели - за это время специалисты проверяли правильность установки OBIGGS, которую поставляет компания BAE Systems. В тоже время, представители программы F-35 рекомендовали отказаться от полетов в радиусе 35 миль (56 км) от молний или гроз.

Стоит отметить, что это не первый случай дефектов OBIGGS. Так, в начале 2010-х представители Пентагона установили, что система не поставляет необходимое для защиты топливных баков количество газа. Тогда полеты F-35 тоже ограничили - запрет сняли лишь в 2014 году, после доработки системы. При этом, в палубной версии F-35C, и самолете с вертикальной посадкой (F-35B) используется модифицированная OBIGGS, работа которой нареканий не вызывала.

До конца года Lockheed Martin планирует поставить 121 самолет семейства F-35, что на 20 машин меньше изначального плана. Подобный спад обусловлен ограничениями из-за распространения COVID-19. Так, производство F-35 зависит от цепочки из 1900 поставщиков по всему миру.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 октября 2020 года | Дайджест публикаций за 14 октября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости