Опубликовано: 20.10.2020, 15:05
 

В ЦИАМ испытан турбогенератор гибридной силовой установки


[image]

Развитие электрических технологий - общемировой тренд авиации, который связывают с решением вопросов экономии топлива и повышением экологичности полетов. В России Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") является головным исполнителем ряда научно-исследовательских работ (НИР) в этой области.

В октябре в ЦИАМ прошел очередной цикл стендовых испытаний турбогенератора - основного источника энергии для гибридной силовой установки. Его главной задачей на борту гибридного самолета будет обеспечение питания электродвигателя. Основными элементами турбогенератора являются турбовальный газотурбинный двигатель ТВ2-117 и вращаемый этим двигателем электрический генератор. Спроектированный с учетом последних достижений электротехники, генератор мощностью 400 кВт был создан в ЦИАМ совместно со специалистами Уфимского государственного авиационного технического университета.

Испытания турбогенератора прошли в термобарокамере ЦИАМ, куда двигатель ТВ2-117 был помещен на специальной раме, на которой он будет установлен на самолете. На валу свободной турбины двигателя, вращающейся с частотой 12 000 об/мин, разместили электрогенератор. К его выходу была подключена электрическая нагрузка, моделирующая нагрузочные характеристики от электродвигателя. Испытания проводились в диапазоне режимов от "малого газа" (около 70 кВт) до максимальной мощности электрогенератора (400 кВт). В ходе испытаний все системы отработали штатно, без сбоев и повреждений. При этом температура генератора при работе совместно с газотурбинным двигателем была практически такой же, как и при автономных испытаниях генератора, вращаемого электроприводом.

Демонстратор гибридной силовой установки с электрическим двигателем был разработан в ЦИАМ в 2019 году в широкой кооперации с ведущими научными центрами, вузами и инновационными предприятиями, по контракту с Минпромторгом России. В настоящее время в рамках НИР "Электролет СУ-2020" (СУ - силовая установка, прим. ред.) выполняется доработка демонстратора и стендовая отработка его ключевых узлов и элементов. После подтверждения работоспособности и безопасности демонстратор ГСУ будет установлен на летающую лабораторию на базе самолета Як-40. Летные испытания запланированы на 2022 год. Работы по переоборудованию летающей лаборатории выполняет СибНИА, также входящий в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского".

ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года №326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав Центра входят следующие федеральные государственные унитарные предприятия:

  • Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (г. Жуковский, Московская область);
  • Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (г. Москва);
  • Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (г. Москва);
  • Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск);
  • Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (пос. Белозерский, Московская область).

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ЦИАМ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 20 октября 2020 года | Дайджест публикаций за 20 октября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости