Опубликовано: 22.10.2020, 08:34
 

Дальневосточный гамбит: холдинги вступили в борьбу за аэропорт Благовещенска

Их противостояние может привести к приостановке инвестпроекта


[image]

Борьба крупных холдингов за аэропорт Благовещенска может приостановить его реконструкцию на неопределенный срок. 22 октября ФАС рассмотрит жалобу на итоги конкурса по управлению воздушной гаванью, рассказали "Известиям" в ведомстве. Конкурс выиграл тандем "Аэропортов регионов" Виктора Вексельберга и "Новапорта" Романа Троценко, ранее соперничавших по другим проектам. Конкуренты сочли это нарушением и пожаловались в антимонопольный орган (документы есть у "Известий"). Помимо Благовещенска, сегодня идет борьба и за аэропорт Южно-Сахалинска. Именно эти воздушные гавани - наиболее ценные из дальневосточных аэропортов, которые пока остаются без инвесторов, говорят эксперты.

Жалобный день

Жалобы на итоги конкурса по выбору управляющей компании аэропорта Благовещенска в ФАС поступили от "Дальневосточной концессионной компании" (ДКК) и "КрасИнвеста".

- Их рассмотрение запланировано на 22 октября. Оценка доводов жалобы может быть дана по итогам ее рассмотрения, - рассказали "Известиям" в ФАС.

В конце сентября министерство транспорта Амурской области объявило победителя конкурса на право управления аэропортом. Им стало "АБС" - совместное предприятие "Аэропортов регионов" (входит в "Ренову" Виктора Вексельберга) и "Новапорта" (входит в AEON Романа Троценко). Аэропорт будет передан в концессию на 30 лет. В течение первых пяти лет "АБС" вложит в него не менее 7 млрд рублей. На эти деньги будут построены новый пассажирский терминал и грузовой комплекс.

Если проект будет реализован, он станет прецедентом сотрудничества двух холдингов - прежде они выступали только как конкуренты. Без учета аэропорта Благовещенска "Аэропорты регионов" сегодня контролируют семь воздушных гаваней (в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Новом Уренгое, Петропавловске-Камчатском). "Новапорт" - 18 аэропортов (в Чите, Челябинске, Томске, Тюмени, Калининграде и других городах). Третий крупный игрок российского рынка "Базэл Аэро" (контролируется Олегом Дерипаской, говорят источники на рынке) напрямую владеет аэропортами Краснодара, Сочи, Анапы, имеет долю в аэропорте Владивостока. Источники "Известий" также утверждают, что Олег Дерипаска контролирует и аэропорт Красноярска. При этом в "Базэл Аэро" всегда подчеркивали, что не имеют отношения к этой воздушной гавани.

В 2019 году аэропорт Благовещенска обслужил 560 тыс. пассажиров. Это на 33,5% больше, чем в 2018-м, что считается очень высокой динамикой. Одна из причин такого роста, вероятно, строительство Амурского газоперерабатывающего завода в городе Свободный недалеко от Благовещенска. Завод станет одним из крупнейших в мире по переработке природного газа.

О чем спорим

"КрасИнвест" (владеет контрольным пакетом аэропорта Красноярска) планировал вложить в развитие аэропорта Благовещенска 11,6 млрд рублей, из которых 5,7 млрд рублей - на первом этапе.

В жалобе, направленной компанией в ФАС, говорится, что предложение "АБС" не соответствует требованиям конкурсной документации.

"АБС" не может считаться добросовестным, поскольку его участие в конкурсе обеспечено за счет консолидации усилий и объединения ресурсов учредителей "Новапорт Холдинг" и АО УК "Аэропорты регионов", являющихся конкурентами на рынке аэропортовых активов, которые отказались от конкуренции между собой и действовали координированно, что противоречит требованиям закона о защите конкуренции", - говорится в жалобе.

Комиссия могла не принять гарантии "Новапорта" и "Аэропортов регионов" как должные при квалификации для участия в конкурсе, сказали "Известиям" в "КрасИнвесте". В компании напомнили, что в аналогичном конкурсе по аэропорту Нового Уренгоя "Новапорт" и "Аэропорты регионов" выступали в качестве конкурентов, тогда победила структура "Реновы".

В "КрасИнвесте" выразили сомнение, что "АБС" обладает должными компетенциями в аэропортовой отрасли: фирма не ведет предпринимательскую или иную экономическую деятельность и, с высокой степенью вероятности, не имеет достаточных активов. В компании добавили, что смысла в дальнейших конкурсах на аэропортовые активы нет: ни одному из участников рынка не под силу конкурировать с "АБС".

ДКК на 100% принадлежит АО "Хабаровский аэропорт", которым управляет "УК "Комакс" местного предпринимателя Константина Басюка. Компания предлагала вложить в аэропорт Благовещенска 7,6 млрд рублей, но только ко второму кварталу 2035 года. Она также направила жалобу в УФАС по Амурской области.

В "Аэропортах регионов" отказались от комментариев. В "Новапорте" и Росавиации не прокомментировали ситуацию. "Известия" также направили запрос в правительство Амурской области.

Соседняя гавань

Параллельно на Дальнем Востоке разворачивается еще одно противостояние - за аэропорт Южно-Сахалинска. Летом "Аэропорты регионов" договорились с властями субъекта о строительстве нового терминала. Но в конце августа ФАС объявила о проведении проверки на правомерность заключения такого соглашения в отсутствие конкурса. В ФАС не ответили "Известиям" на вопрос об итогах этой проверки. Источники газеты в отрасли говорят, что интерес к активу также проявляет "Базэл".

Борьба холдингов между собой ранее уже приводила к заморозке инвестпроекта. Так, в начале 2019 года было заморожено строительство нового терминала Иркутска из-за расследования ФАС. Ранее власти региона без конкурса заключили с "Новапортом" и "Рампортом" соглашение о развитии воздушной гавани. Вопрос о выборе инвестора и возобновлении работ до сих пор остается открытым.

Последняя ценность

Аэропорты Южно-Сахалинска и Благовещенска остались самыми привлекательными свободными активами на Дальнем Востоке для специализированных игроков, отмечает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

- Жители Сахалина не имеют наземного сообщения с материковой частью страны и обречены на использование авиатранспорта. При этом довольно высокий уровень доходов в регионе позволяет формировать платежеспособный спрос на авиауслуги, - объясняет эксперт.

Благовещенск расположен на границе с Китаем, потенциал его аэропорта связан с трансграничной торговлей и туризмом, считает Олег Пантелеев. По его словам, речь не о создании транзитного узла, а скорее конечной точки, от которой возможен беспересадочный разлет по ряду городов России.

Авиакомпания Red Wings, которая в ближайшие годы планирует активно расширять парк за счет самолетов SSJ100, рассматривала Благовещенск как одну из точек базирования части своего флота, добавил Олег Пантелеев .

По словам эксперта, в случае удовлетворения ФАС жалоб компаний срок реализации проектов увеличится. При этом очевидно, что региональные власти постараются не затягивать процесс обновления инфраструктуры.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 октября 2020 года | Дайджест публикаций за 22 октября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости