Автор: Юрий Белоусов
Опубликовано: 28.10.2020, 09:53
 

Нет легких дней в боевой подготовке

Сегодня ни одно войсковое учение в округе не проходит без воздушного сопровождение армейской авиации


[image]

Для пилотов армейской авиации Центрального военного округа завершающийся год был предельно насыщен событиями плановой боевой подготовки. Наряду с этим, в арсенале боевого применения винтокрылых машин ЦВО плотно закрепился целый спектр "специальных задач". А при его выполнении широко применяются новые формы и способы с учетом современного боевого опыта. Эти и другие особенности учебно-боевого предназначения армейской авиации в канун профессионального праздника "Красной звезде" прокомментировал начальник отдела боевой подготовки и боевого применения армейской авиации 14-й армии ВВС и ПВО ЦВО полковник Вячеслав Дмитрюк.

Специфика учебно-боевой работы армейской авиации ЦВО отличается частотой применения и широким разнообразием выполняемых задач. В ходе одного из летно-тактических учений на Урале звенья ударных Ми-24 и транспортно-боевых вертолетов Ми-8 нанесли ракетный удар по полевому аэродрому, уничтожив авиационную группировку условного противника. Или "вертолетной каруселью" уничтожили укрепленный район условного противника на учении под Оренбургом.

В ходе недавних учений в горах Таджикистана экипажи ударных вертолетов Ми-24 из состава авиагруппы 201-й российской военной базы уничтожили выявленную группу "незаконных вооруженных формирований", обеспечивая огневую поддержку с воздуха наступающим мотострелковым подразделениям. А на учении в Челябинской области экипажи транспортно-боевых вертолетов Ми-8 ЦВО выполнили транспортировку легкой колесной техники, артиллерийских орудий, а также партии гуманитарного груза в труднодоступные районы.

- При выполнении учебно-боевых задач экипажи вертолетов противостоят как наземным, так и воздушным целям, проводят воздушное минирование, переброску и высадку десантных подразделений, корректировку огня и наведение ударных групп, задействуя воздушный пункт управления, участвуют в управлении войсками в ходе боя, ведут поисково-спасательное обеспечение. И это лишь часть задач, которыми насыщена плановая боевая подготовка вертолетчиков, - рассказывает полковник Дмитрюк.

Сегодня ни одно войсковое учение в округе не проходит без воздушного сопровождение армейской авиации, что, по словам полковника Вячеслава Дмитрюка, дает летному составу отличный опыт в вопросах выполнения задач по предназначению, в том числе в составе международных коалиционных группировок войск. Так, на этапе командно-штабного учения Миротворческих сил Организации Договора о коллективной безопасности "Нерушимое братсво-2020" пара ударных вертолетов Ми-24 ЦВО обеспечивала прикрытие и огневую поддержку проводимой специальной операции по воздушной доставке партии гуманитарного груза.

- Особенно эффективными для наработки экипажами летно-боевой практики стало участие в крупномасштабных маневрах, - отмечает полковник Дмитрюк. - Подобный опыт вертолетчики ЦВО нарабатывали во второй декаде августа, когда на площадках четырех полигонов Сибири и Поволжья в рамках двустороннего учения в условном противостоянии сошлись войсковые группировки двух общевойсковых армий ЦВО. В ходе активной фазы были задействованы свыше 12 тысяч военнослужащих и более 3 тысяч единиц военной техники. В их числе, порядка двух десятков ударных и военно-транспортных вертолетов.

Тогда, в финальном эпизоде учения в небе над Донгузским полигоном состоялось самое масштабное применение авиасил ЦВО за весь учебный год. В кульминационный момент разыгрываемого этапа в воздушном пространстве, по данным средств разведки, находилось сразу 15 винтокрылых боевых машин.

В частности, пилоты Ми-24П, выстроившись в боевой порядок "круг", неуправляемыми авиационными ракетами С-8 класса "воздух-поверхность" наносили огневые удары по коммуникациям, командным пунктам и ходам сообщений укрепленного района условного противника. Экипажи "Ми", отработали постановку минно-взрывных заграждений и приняли участие в одновременной высадке тактического воздушного десанта беспарашютным способом и по-штурмовому с режима висения, задействуя специальные спусковые устройства.

Теперь, когда учебно-боевые этапы позади, полковник Вячеслав Дмитрюк не без оснований отмечает, что со всеми задачами этого учебного года пилоты армейской авиации Центрального военного округа справились без замечаний. В том числе, благодаря последовательной реализации программы обновления и перевооружения парка винтокрылых боевых машин, летают экипажи армейской авиации ЦВО исключительно на современных образцах боевых машин.

В частности, с завершением перевооружения осенью 2020 года авиационной базы в Киргизии и авиагруппы российской военной базы в Таджикистане на современные модификации семейства "Ми", в Центральном военном округе была успешно реализована программа обновления парка транспортно-боевых вертолетов. На смену ранее стоявшим на вооружении Ми-8МТВ2 пришел Ми-8МТВ5-1, оснащенный обновленным комплексом прицельно-навигационного оборудования, усовершенствованным бортовым комплексом обороны и купольными камерами.

Дислокация вертолетов объединения ВВС и ПВО на кызыльском аэродроме существенно расширила ареал базирования армейской авиации военного округа.

Плюс ко всему, пилотские кабины Ми-8МТВ5-1 располагают высокотехнологичным оборудованием, адаптированным с функционалом очков ночного видения ГЕО-ОНВ-1, которые позволяют выполнять полеты в темное время суток, как на малых, так и предельно малых высотах, а также совершать взлеты и посадки на необозначенные площадки. Полковник Дмитрюк поясняет, что за счет такого обновления авиапарка, в ходе предстоящего зимнего периода обучения пилоты российских зарубежных баз приступят к отработке полетных заданий в ночное время суток в условиях сложной горной местности. Технические средства прежнего Ми-8МТВ2 такого шанса армейским вертолетчикам не давали.

До недавнего времени не было подобных возможностей и у пилотов воинских частей армейской авиации, базирующихся в Свердловской и Челябинской областях. Но лишь до того момента, пока летные коллективы не приняли на вооружение аналогичную модификацию вертолетов Ми-8МТВ5-1. Сегодня в техническом оснащении круче них в ЦВО разве что пилоты Толмачевского (Новосибирская область) отдельного вертолетного полка, эксплуатирующие Ми-8АМТШ-В "Терминатор".

Кроме того, применение очков ночного видения также позволило, что называется, по полной программе задействовать возможности и уникальные условия места дислокации аэродрома Кызыл (Республика Тыва), где с марта прошлого года базируется смешанная авиационная эскадрилья. В частности, авиаподразделение на "Терминаторах" из состава отдельного транспортного смешанного авиационного полка ЦВО. Кызыльский аэродром как нельзя лучше подходит для совершенствования летной подготовки пилотов армейской авиации в отработке такой, к примеру, задачи, как пилотирование вертолета в темное время суток в условиях горной местности.

- Кызыльская авиационная площадка расположена в предгорьях Западного Саяна, - поясняет полковник Вячеслав Дмитрюк, - Данное соседство хорошо оснащенного аэродрома с горами позволило нам не только перенести прежнее место летной подготовки летного состава с сезонной и малопригодной базы тактического аэродрома в Алтайском крае в благоустроенный регион, но и заметно расширить ареал базирования армейской авиации военного округа.

Более того, Кызыльский аэродром не нуждается в каком-либо материально-техническом дооснащении самого летно-тренировочного процесса. Как это всякий раз вынужденно происходило на Алтае, когда на "точку" в горах приходилось перемещать комплекты навигационного оборудования, полевого энергообеспечения, загодя формировать запас горюче-смазочных средств, иных необходимых материалов и еще создавать резерв продуктов питания для откомандированной из пункта постоянной дислокации группы технического обеспечения.

Сложность выполнения задач в горах связана с тем, что разреженность воздуха на больших высотах серьезно влияет на работу двигателя. К тому же, в горах преобладают сильные воздушные потоки, которые оказывают влияние и на технику пилотирования. Без должных навыков к практической работе над горными полигонами вертолетчики просто не допускаются. Теперь же, за счет освоения новой аэродромной площадки, уже в новом учебном году имеется возможность более активно привлекать к программе техники пилотирования в непростых рельефных условиях летный состав из числа выпускников летных вузов.

К слову, о выпускниках. Их в этом году в распоряжение объединения ВВС и ПВО прибыло около полусотни. Каждого из них предстоит, что называется, ставить на крыло. Но и с этим, убеждены в штабе объединения, проблем не возникнет. Во-первых, потому что с молодежью есть кому работать. Более 70 процентов личного состава армейской авиации ЦВО - пилоты, имеющие реальный боевой опыт. Во-вторых, подавляющее большинство из числа потенциальных наставников имеют в личном активе по две, а то и три освоенных вертолетных модификации.

Наконец, интенсивность практической работы летного состава в истекающем году была такова, что средний налет вертолетчиков превысил отметку в 150 часов. Да, результат сопоставим с показателем прошлого года. Но, как известно, на стартовом этапе опытные наставники армейской авиации сумели настолько эффективно поработать с молодым летным составом, что прибывший контингент уже в зимнем периоде обучения 2020 года сумел проявить себя в целом ряде плановых учебно-практических мероприятий ЦВО с участием армейской авиации.

- Не приходится сомневаться, что в вопросе подготовки молодого летного состава мы и в этот раз будем иметь не менее достойный результат, - резюмирует полковник Дмитрюк. Такой прогноз, по его словам, имеет все основания сбыться хотя бы потому, что сам контингент завтрашних наставников, несмотря на солидный объем летно-боевой практики, продолжает в эти дни интенсивно наращивать и индивидуальный уровень мастерства, и коллективную слаженность при отработке непростых задач по предназначению. И вот конкретный пример:

В ноябре сразу в трех регионах зоны ответственности Центрального военного округа - Свердловской, Челябинской и Новосибирской областях, будет дан старт масштабному ночному летно-тактическому учению с экипажами армейской авиации. Экипажам ударных вертолетов Ми-24 и транспортно-боевых Ми-8 предстоит отработать программу из трех десятков летных заданий. В ходе учения вертолетчики будут пилотировать винтокрылые машины в темное время суток с применением очков ночного видения ГЕО-ОНВ-1, выполнять воздушную разведку, отрабатывать элементы сложного маневрирования на малых высотах и осуществлять посадки на неподготовленные площадки в равнинной и лесистой местности без использования бортового осветительного оборудования.

Особое внимание в ходе учения будет уделено скрытной переброске транспортно-боевыми бортами в заданный район тактических групп и отработке эпизода ночной высадки тактического воздушного десанта беспарашютным способом и по-штурмовому с режима висения. Ночное летно-тактическое учение пройдет на военных аэродромах в трех регионах с участием порядка 50 экипажей армейской авиации, а также более 500 военнослужащих из числа инженерно-технического состава, групп обеспечения и управления полетами.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 октября 2020 года | Дайджест публикаций за 28 октября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости