Автор: Александр Плеханов
Опубликовано: 28.10.2020, 11:41
 

Первый российский регионал: что за самолет "Сухой Суперджет-100"


[image]

Можно ли считать этот самолет российским, из-за чего его нельзя поставлять в некоторые страны и почему от него отказались некоторые перевозчики? На все эти вопросы у редакции "ПМ" есть ответы.

Из всех 185 эксплуатирующихся "Суперджетов" на сегодняшний день безвозвратно потеряно два самолета. Первый лайнер разбился в Индонезии 9 мая 2012 года, когда во время демонстрационного полета, при плохой видимости, самолет врезался в гору. Тогда погибли все 45 человек, находившихся на борту. Второй "Суперджет-100" потерпел аварию при неудачной посадке в "Шереметьево" 5 мая 2019 года - погиб 41 пассажир.

Катастрофа в Индонезии была вызвана не технической неисправностью самолета, а рядом неблагоприятных факторов, поэтому на репутации машины она никак не отразилась. А вот катастрофа в аэропорту "Шереметьево" может иметь далеко идущие последствия. Если, конечно, при расследовании выяснится, что авария произошла из-за отказа техники или ее ненадлежащей работы в экстренной ситуации.

Вообще "Суперджет-100" сложно назвать самолетом с счастливой судьбой. За почти девять лет серийного выпуска он так и не снискал популярности на мировом рынке, да и отечественные авиакомпании, за исключением "Аэрофлота", не спешат его приобретать. Несмотря на то, что в разные годы самолет эксплуатировали несколько зарубежных авиакомпаний, большинство из них, в силу ряда причин, от "Суперджета" отказались, чаще всего ссылаясь на проблемы с сервисным обслуживанием. Некоторые авиакомпании недовольны двигателями SaM146 и это странно - ведь моторы на лайнере стоят французские, разработанные известной компанией Snecma. Двигатель SaM146 построен на базе турбовентиляторного двигателя CFM56 - одного из самых распространенных в мире. Если последний нареканий не вызывает, то к SaM146 у многих авиакомпаний появились претензии. Впрочем, немало вопросов до сих пор остается и к самому проекту SuperJet-100.

От Советского Союза новой России в девяностые годы прошлого века достался готовый к серийному производству региональный лайнер Ту-334. Самолет был по многим узлам и фюзеляжу унифицирован с Ту-204/214, что обещало удешевить производство и сократить расходы на эксплуатацию. И если Ту-204/214 до сих пор выпускается в небольших количествах для госструктур, то судьба Ту-334 сложилась плачевно - в серию самолет не пошел. Хотя изначально он планировался как преемник Ту-134 и, соответственно, должен был стать одним из самых массовых отечественных самолетов. Разумеется, у машины имелись некоторые недостатки, которые, впрочем, были устранимы при надлежащем финансировании. Впоследствии туполевцы разработали более совершенную версию Ту-414, которая и вышла на конкурсные испытания совместно с будущим "Суперджетом-100" ОКБ Сухого в 2003 году.

Как это не странно, но победителем был признан "Суперджет-100", хотя для фирмы Сухого это был первый в истории гражданский самолет, в то время как ОКБ Туполева на разработке лайнеров, что называется, собаку съело. Кроме того, многие специалисты указывали на предпочтительность заднего размещения двигателей на фюзеляже у Ту-414, против низкорасположенных двигателей под крылом у "Суперджета". Попади в аналогичную шереметьевской аварию Ту-414, и пожара, возможно, удалось бы избежать, так как в случае подлома задних стоек шасси, двигатели не коснулись бы взлетной полосы. Кроме того, в низкорасположенные двигатели часто попадает мусор и прочие посторонние предметы с "бетонки", что нередко имеет место быть в региональных аэропортах. Тем не менее, ставка была сделана на "Суперджет-100", которому предстояло стать первым гражданским самолетом, разработанным в постсоветский период.

Для ускорения работ был привлечен авиаконцерн Boeing, который поделился рядом наработок, а также другие зарубежные компании, ставшие поставщиками комплектующих. Так что "Суперджет-100" хоть и считается российским самолетом, но более чем наполовину собран из иностранных деталей и узлов. Плохого в этом ничего нет - это общепринятая мировая практика. Точно такими же локализованными "иномарками", например, являются популярные в мире бразильские регионалы Embraer или канадские Bombardier.

На фоне конкурентов "Суперджет-100" смотрится неплохо (особенно если сравнивать цены на самолеты) и является типичным современными регионалом. Длина самолета - 29,9 метра, размах крыльев - 27,8 м, максимальный взлетный вес - 49,5 тонн, максимальная дальность полета - 4578 км, на борт самолет в одноклассной компоновке может брать до 108 человек. Как видно, лайнер не обладает какими-то ярко выраженными преимуществами, но и откровенных минусов у него тоже нет. При надлежащей сервисной поддержке, "Суперджет-100" вполне конкурентоспособен на мировом рынке региональных самолетов, хотя конкуренты у него более чем серьезные - Embraer и Bombardier, а с недавних пор еще и Mitsubishi MRJ. Не сидят сложа руки и китайские товарищи. Их регионал COMAC ARJ21 выпускается с 2016 года, правда, в отличие от китайского ширпотреба и электроники, завоевание мирового рынка регионалов китайскими самолетами в обозримом будущем не предвидится. Так что у SuperJet-100 есть все шансы для того, чтобы отвоевать себе местечко под солнцем.

К сожалению, значительная часть иностранных комплектующих сделала его "невыездным" в некоторые страны, например, в Иран. Хотя Исламская республика проявляла к самолету интерес, и был даже подписан меморандум о намерениях, пока американские "партнеры" не поставили точку в российско-иранских переговорах по "суперджету", категорически запретив продавать в Иран самолеты с американскими технологиями.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 октября 2020 года | Дайджест публикаций за 28 октября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Популярная механика». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости