Автор: Дмитрий Степнов
Опубликовано: 29.10.2020, 11:38
 

Российские ученые нашли способ обработки полимеров для самолетов нового поколения

Из-за расслоения материала детали в авиапромышленности "отказывают" в 60% случаев


[image]

Исследователи из Пермского Политеха предложили технологию, которая позволит избежать "отказов" деталей самолета.

Новый способ обработки полимерных композиционных материалов предотвратит их неисправности и сократит затраты на производство авиатехники. Ученые уже получили патент на изобретение.

Для создания уникальных изделий "нового поколения" в авиапромышленности используют композитные полимерные материалы. По свойствам они превосходят аналоги. В США за последние 10 лет объем производства композитов увеличивался до 45% ежегодно, а их продажи в странах Азиатско-Тихоокеанского региона составили более $80 млрд. В России также разработали полимерные материалы, из которых можно производить двигатели вертолетов и самолетов и газотурбинные установки. Они отличаются высоким сопротивлением нагрузкам, повышенной упругостью и прочностью.

- Производство перспективных изделий не может развиваться в полной мере из-за сложности обработки композитов. Использование режущих инструментов неэффективно из-за структуры и свойств материала. Изделия "сплетены" из "нитей", поэтому лезвие или лазерный луч не могут преодолеть большую глубину деталей. В результате возникают дефекты: отслоение или расслоение волокна, шероховатости, сколы, вырывы, трещины. Это снижает качество конструкций и приводит к отказу деталей самолета, - рассказывает доцент кафедры "Инновационные технологии машиностроения" Пермского Политеха, кандидат технических наук Тимур Абляз.

По словам исследователя, из-за расслоения материала детали в авиапромышленности "отказывают" в 60% случаев. Кроме того, дорогостоящие инструменты для обработки быстро изнашиваются. Поэтому ученые Пермского Политеха впервые предложили использовать для композитов электроэрозионную обработку.

- В этом случае изделия обрабатывают импульсами тока, поэтому их поверхность не вступает в контакт с лезвием. Мы "покрываем" поверхность материала токопроводящими слоями. В мировой практике полимерные композиты с помощью этой технологии пока не обрабатывают, - объясняет ученый.

Сейчас исследователи выявляют наиболее эффективные режимы и условия обработки полимерных материалов. Затем они запустят промышленные испытания на реальных изделиях.

Эффективная технология позволит повысить точность изготовления изделий "нового поколения" и снизить затраты на их производство. Расход инструментов тоже уменьшится, считают разработчики.

Кроме того, инновация поможет расширить перечень новых деталей для самолетов и вертолетов.

В 2020 году разработчики получили грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук - в размере 1,5 млн рублей. Технология пермских исследователей уже заинтересовала предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Ученые также начали проводить совместные разработки с Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов и с научными организациями Индии.

 

Дайджест прессы за 29 октября 2020 года | Дайджест публикаций за 29 октября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Русская планета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости