Опубликовано: 02.11.2020, 17:03
 

Лариса Бондарь: "Оптимизация нормативных требований к малым региональным аэропортам должна стать приоритетным вектором развития сети воздушных пассажирских перевозок"


[image]

Такое заявление представитель Главгосэкспертизы России Лариса Бондарь сделала в ходе IX международной конференции "Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов-2020". Участники форума обсуждали экспертизу проектной документации на строительство, реконструкцию и ремонт объектов аэропортовой инфраструктуры, а также еще более 100 актуальных тем, посвященных созданию наземной инфраструктуры воздушного транспорта.

Конференция, организатором которой выступает Центр стратегических разработок в гражданской авиации, стала основной профессиональной отраслевой площадкой для обмена опытом, презентаций новых идей и технологий от ведущих международных и российских экспертов, формирования предложений по совершенствованию нормативного регулирования проектирования аэропортовых комплексов и аэродромной инфраструктуры.

Один из главных предметов обсуждения на конференции - проблемы проектирования и эксплуатации аэропортов с учетом требований, вызванных пандемией COVID-19, адаптация инновационных отраслевых решений к новым условиям и интеграция аэропортовых комплексов в городскую среду. На пленарной сессии, посвященной вопросам государственной политики в проектировании, строительстве и эксплуатации аэропортов, Лариса Бондарь, главный специалист Управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России, рассмотрела вопросы подготовки исходно-разрешительной документации при проектировании объектов аэродромной и аэропортовой инфраструктуры. "Правильно собранная исходно-разрешительная документация и, соответственно, правильно написанное техническое задание - половина успеха реализации таких проектов", - подчеркнула эксперт, подробно разъяснив основные требования к сбору и подготовке исходно-статистических данных, необходимых для подтверждения расчета пропускной способности, прогнозного годового объема пассажирских перевозок и других базовых технико-экономических параметров, которые должны быть указаны в техническом задании на проектирование аэропортовых комплексов.

В частности, в исходно-разрешительной документации обязательно должны быть учтены социально-демографические аспекты существующего положения с учетом интегральных индексов достижения стратегических целей социально-экономического развития на перспективный период района тяготения, в котором предполагается строительство (реконструкция) аэропорта, влияющие на волатильность перевозок, а также использованы в расчетах статистические данные о фактических текущих объемах пассажирских перевозок, подаваемые в установленном порядке в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). По словам эксперта, корреляция статистических величин - один важнейших разделов данных в исходно-разрешительной документации для проектирования объектов воздушного транспорта. Лариса Бондарь также отметила, что в тех случаях, когда аэропорт строится с нуля, и по нему не может быть исходной статистики и ретроспективного анализа, применяется коэффициент авиационной подвижности населения для новых аэропортов - расчетный показатель, исчисляемый на основе официальных демографических данных Росстата, опубликованных в открытых источниках.

Кроме того, представитель Главгосэкспертизы объяснила, в каких случаях требуется внесение корректировок в техническое задание и проектную документацию и каковы особенности согласовательных процедур.

В частности, Лариса Бондарь отметила, что при получении Технических требований (Типовых требований) от федеральных органов исполнительной власти, подразделения которых осуществляют контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обязательным условием является подтверждение пропускной способности аэропорта.

"Следует учесть и то, что при проектировании пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации допускается создание специальных условий - приоритетных каналов обслуживания отдельных категорий пассажиров. Например, для обеспечения беспрепятственного возвращения в Россию граждан Союзного государства; могут быть предоставлены привилегии и владельцам дипломатических паспортов, членам экипажей воздушных судов, а также транзитным и трансферным пассажирам, пассажирам с маленькими детьми и маломобильным пассажирам, нуждающимся в особой помощи", - пояснила спикер.

Эксперт также подробно проанализировала понятийный аппарат, используемый при подготовке исходно-разрешительной документации и технического задания, указав некорректные варианты в части формулирования специальных условий обслуживания авиапассажиров. Так, понятие ЗОЛД (зал обслуживания официальных лиц и делегаций) применяется только для обозначения помещений, где устанавливаются особые требования в соответствии с пунктами 1-2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1116 от 19 сентября 1996 года "Об утверждении положения о залах официальных лиц и делегаций, организуемых в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов)". Вместе с тем Лариса Бондарь подчеркнула, что такие термины, как "VIP", "ЗОЛиД" и производные формы отсутствуют в законодательстве воздушного транспорта Российской Федерации, поэтому их использование в документации на строительство аэропортов неправомерно.

Представитель Главгосэкспертизы затронула и проблему развития сети малых региональных аэропортов, где расчетный пассажиропоток и интенсивность движения воздушных судов не могут удовлетворять действующим техническим требованиям к проектированию и строительству аэропортов, имеющих идентификационные признаки малых региональных аэропортов. Представив вниманию участников конференции предложения Главгосэкспертизы по оптимизации действующих нормативно-правовых актов, направленные на упрощение требований к строительству малых региональных аэропортов, Лариса Бондарь отметила, что отрасль нуждается в оптимизации нормативных требований для аэровокзалов (аэровокзальных комплексов) малых региональных аэропортов, и для этого необходимо пересмотреть ряд действующих положений нормативных актов.

Как сообщила представитель Главгосэкспертизы, ведомством подготовлен пакет поправок, направленных на поддержку сети малых региональных аэропортов. В том числе предлагается поправка в приказ Минстроя России № 63 от 24.02.2011 "Об утверждении Методики расчета технической возможности аэропортов и Порядка применения Методики расчета технической возможности аэропортов", а также изменений в "Руководство по проектированию аэропортов местных воздушных линий", действующее в редакции 1983 года.

В целом, как пояснила Лариса Бондарь, речь идет о необходимости скорректировать нормативные определения и критерии оценки технико-экономических показателей для аэропортов с низким потенциалом пассажиропотока, но социально значимых для транспортной доступности и перспектив развития удаленных регионов. В частности, по мнению экспертов Главгосэкспертизы, в целях оптимизации технических требований к малым аэропортам необходимо ввести определение "малая интенсивность движения воздушных судов". При этом количественная оценка обслуживаемых самолетов (по отправлении и прибытии) может быть определена как "малая интенсивность" в случаях, если количество взлетно-посадочных операций в аэропорту не больше шести в наиболее загруженные сутки, но не более 1500 операций в год.

В целях поддержки развития региональной сети воздушных пассажирских перевозок также предлагается ввести понятие "малый региональный аэропорт" и установить критерии, удовлетворяющие этому термину, в том числе по типу перевозок ("внутрирегиональные" и "межрегиональные пассажирские перевозки") и годовому объему перевозок - до 100 000 пасс./год с выполнением критерия малой интенсивности движения воздушных судов. Кроме того, предлагается установить максимальную численность обслуживающего персонала - не более 100 человек в смену.

По итогам работы IX международной конференции "Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов-2020" планируется принятие резолюции, в которую включат и предложения Главгосэкспертизы по внесению поправок в ряд нормативных актов. В конференции приняли участие представители Евразийской экономической комиссии, федеральных органов исполнительной власти, Главгосэкспертизы России, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (Росгранстрой) и других организаций.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ФАУ "Главгосэкспертиза России"» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 2 ноября 2020 года | Дайджест публикаций за 2 ноября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат организации «ФАУ "Главгосэкспертиза России"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости