Опубликовано: 03.11.2020, 12:22
 

Нам бы в небо


[image]

На прошлой неделе свой последний гражданский полет совершил самолет Ту-154, перелетев из столицы Якутии - города Мирный - в Новосибирск. Некоторое количество этих воздушных судов еще остается в распоряжении федеральных ведомств, но с регулярных пассажирских рейсов они сняты.

Авиалайнер Ту-154 был разработан в 60-х годах прошлого века, производился в разных модификациях более сорока лет, а эксплуатировался более пятидесяти.

На смену этому самолету идет среднемагистральный МС-21, коммерческую эксплуатацию которого планируется начать в конце следующего года.

Сегодня справедливо говорят, что коронакризис не имеет аналогов с точки зрения влияния на глобальную авиацию. И действительно, столь мощного обрушения мировых пассажирских перевозок не было с момента окончания Второй мировой войны. Последствия 11 сентября 2001 года - маленькая ямка по сравнению с пропастью падения перевозок из-за пандемии.

Однако если спуститься на уровень региональных рынков, то даже еще более мощное падение произошло в начале 1990-х, когда распался Советский Союз. Если по итогам 2020 года ожидается падение общемирового объема перевозок на 66%, а в последующие пару лет хоть и медленное, но восстановление, то в случае с СССР падение было и более глубоким, и более долгим.

В 1990 году воздушный транспорт тогда еще РСФСР перевез 91 млн человек, а к 1993 году авиация уже Российской Федерации перевозила в два с лишним раза меньше. К концу века число пассажиров упало еще вдвое - до 22 млн человек. К уровню перевозок более 90 млн человек Россия подобралась только к 2014 году. Через четверть века.

Но и это еще не все. Гораздо более серьезной проблемой стало разрушение российской авиационной промышленности. "Тушки" и "Ильюшины", "Яки" и "Аннушки" начали пропадать из российского, да и мирового воздушного пространства. Они были признаны неэкологичными, шумными, расточительными. Наверное, в определенной мере это действительно так. Но разве кто-то дал нашим создателям самолетов возможность и время перестроиться, обновить модельный ряд? Нет. Тот же Евросоюз просто ввел ограничения по шуму, которые отрезали российский широкофюзеляжник Ил-86 от полетов в большинство аэропортов Европы. И - "Покупайте лучшее, а лучшее - это иностранное".

Не нужны самолеты, не нужны и заводы, их производящие. Российское небо было сдано иностранным судам, на первом этапе даже не второй свежести. Покупали то, что подешевле.

А когда у набравших жирок авиакомпаний появились деньги, чтобы покупать новые самолеты, помимо иностранных машин выбора уже не осталось: российской гражданской авиатехники просто не было.

Возрождение российского авиастроения идет тяжело, но осознание того, что добросовестная конкуренция встречается только в учебниках, постепенно приходит.

Из недавнего - форсирование создания авиадвигателя ПД-8, призванного заменить иностранный на самолетах Sukhoi Superjet 100. Сегодня на SSJ-100 устанавливается SaM146, который производится на совместном предприятии НПО "Сатурн" и французской компании Snecma. Она в этом тандеме отвечает за горячую часть силовой установки, к которой, кстати, и раньше высказывались претензии со стороны эксплуатантов Sukhoi Superjet 100.

Но когда некоторые комплектующие американского производства для SaM146 вдруг стали продаваться нам в шесть раз дороже, чем раньше, без всякого объяснения причин, желание иметь собственный двигатель усилилось.

Из последнего - отказ в поставке композитных материалов, которые используются для изготовления крыльев среднемагистрального самолета МС-21.

Чем ближе российская авиапромышленность к тому, чтобы вновь заполнить небо собственными самолетами, тем сильнее сопротивление.

Власть сегодня принимает очевидно протекционистские меры для поддержки авиации - и тех, кто возит и тех, кто производит. Не всегда рыночные. Не всегда лучшие. Не всегда последовательные. Но выбор между "ошибаться" и "ничего не делать" сделан в пользу действия, поскольку есть понимание, что собственное гражданское авиастроение стране необходимо.

Ну а что: учителя были хорошие, урок усвоен.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 3 ноября 2020 года | Дайджест публикаций за 3 ноября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости