Автор: Виктор Бодров
Опубликовано: 06.11.2020, 16:53
 

Эксперт о состоянии отечественной авиации: "Взлет будет, но не сразу"


[image]

Крупнейший в России авиаперевозчик "Аэрофлот" готовится сокращать зарплату пилотам, фактически заставляя несогласных с его решением уволиться. Его "дочка" "Победа" рассматривает вопрос о расторжении или реструктуризации договоров операционного лизинга пяти лайнеров Boeing 737 MAX. Что происходит в российской авиации и когда воздушные перевозки смогут восстановиться, в интервью "ФедералПресс" рассказала аналитик ГК "Финам" Наталия Пырьева.

- Наталия Андреевна, почему "Победа" так решительно поступает с Boeing и чем она может заменить американские самолеты?

- Прежде всего репутация лайнеров Boeing 737 MAX, безусловно, сильно пострадала после двух крушений. Несмотря на то, что в ноябре Европейское агентство по авиационной безопасности признало Boeing 737 MAX достаточно безопасным, Федеральное управление гражданской авиации США все еще не вынесло свой вердикт после тестовых полетов в сентябре. И все еще ожидается сертификация.

Кроме того, авиакомпания будет вынуждена пойти на дополнительные расходы в случае эксплуатации лайнеров Boeing 737 MAX, поскольку многие пилоты первоначально проходили один-два тренажера на данной модели (в данном случае это не вольность российских пилотов или авиакомпаний, а инструкции самого авиаконцерна Boeing). Таким образом, авиакомпании необходимо изменить программу подготовки пилотов с учетом особенностей работы бортовой системы контроля, предоставить дополнительные тренажеры и так далее.

- Почему российские авиакомпании предпочитают самолеты, сделанные за границей, а не у себя на родине?

- Современных российских гражданских самолетов всего два - Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Если мы берем Sukhoi Superjet 100, то там в исходном виде где-то 60-70 % иностранных комплектующих, а из отечественного, в общем, только каркас, тогда как двигатели - французские, авионика - американская. Если говорить об МС-21, то планировалось, что его серийное производство начнется в 2017 году, но сроки сдвинулись на 2021 год: отчасти из-за санкций и, как следствие, из-за того, что самолет остался без импортных комплектующих.

Возможно ли использование полностью отечественных комплектующих? С учетом того, что в России не развита радиоэлектронная промышленность, вероятно, нет. Кроме того, в случае использования российских комплектующих будет возникать масса экспортных ограничений. Таким образом получается, что у российских самолетов много сложностей, с которыми авиакомпании не хотят связываться.

- Как вы оцениваете состояние отечественного гражданского авиастроения? Оно вообще живо?

- В России производятся две модели гражданских самолетов, и на фоне тех стран, которые не выпускают ни одного, отечественная гражданская авиация смотрится неплохо. Но о конкуренции с лидерами рынка, такими как Boeing, Airbus, Bombardier и даже бразильский Embraer, речи быть не может.

Тем не менее в период пандемии российские авиакомпании, в частности Red Wings, активно развивают региональную авиацию и эксплуатацию Superjet Superjet 100. Red Wings приняла в свой флот 59 самолетов данной модели, которые должны быть получены ею до 2021 года. Рынком для своего парка самолетов российского производства руководство Red Wings видит в развитии хабовых перевозок из нескольких региональных аэропортов. Екатеринбургский аэропорт Кольцово в силу своего выгодного географического положения и подмосковный Жуковский, из которого компания рассчитывает получить коммерческие права на выполнение международных рейсов, выбраны в качестве ключевых баз. Для развития в последующие три-четыре года рассматриваются аэропорты в Минеральных Водах, Сочи, Санкт-Петербурге, Иркутске и Калининграде. Всего к 2023 году в маршрутной сети будет 34 направления из Кольцова, где будут базироваться Sukhoi Superjet 100 и четыре-пять самолетов Airbus A320 для осуществления международных полетов.

- Что сейчас происходит с авиаперевозками в России и в мире? Они восстанавливаются или пока речь идет все-таки о нахождении на дне?

- Как упоминалось ранее, отличным решением для российских авиакомпаний в период пандемии стало то, что они начали активно развивать региональную авиацию. Соответственно часть отмененных перелетов за границу компенсировалась новыми полетами внутри страны. Для поддержания активного пассажирооборота авиакомпании также устанавливают доступные цены на региональные перелеты.

В соответствии с последними данными Международной организации гражданской авиации, в августе 2020 года международные пассажирские перевозки сократились на 88,3 % по сравнению с августом 2019 года. Тем не менее уже мы наблюдаем постепенное восстановление и можем предположить, что в осенние месяцы оно продолжилось.

На долю 15 крупнейших авиакомпаний мира пришлось 58,1 % от общего объема мирового пассажиропотока в августе 2020 года. Совокупный объем авиаперевозок, которые они осуществили, в этом месяце снизился на 66,9 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом общий объем мирового пассажиропотока сократился на 75,3 %. Среди них доминируют по количеству пассажироперевозок авиакомпании из Китая, США и Европы. В частности, китайская Spring Airlines зафиксировала самое быстрое восстановление - трафик вернулся на 88,6 % от уровня 2019 года.

Что касается российского рынка, то, по данным Росавиации, сейчас перелеты в России постепенно восстанавливаются: в августе авиакомпании сократили перевозки пассажиров на 36,6 % (к августу 2019 года), до 9,15 млн человек. Для сравнения, в июле они снизились на 52,4 %, до 6,76 млн пассажиров.

- Как вы оцениваете меры по поддержке авиакомпаний, предпринятые на государственном уровне в связи с первой волной коронавируса? Достаточные они были для спасения нашей авиаиндустрии? Сейчас идет вторая волна пандемии. Что ждет в ее условиях нашу авиацию? Нужна ли ей еще какая-то поддержка?

- Правительство России предоставило авиакомпаниям субсидии на 23,4 млрд рублей, S7 и "Аэрофлот" вошли в перечень системообразующих организаций, которые могут в том числе брать льготные кредиты на пополнение оборотных средств.

Так, S7 привлекла кредит у ВТБ на 3 млрд рублей, "Аэрофлот" подписал кредитные соглашения на общую сумму 6,7 млрд рублей. Безусловно, данные меры помогли компаниям остаться на плаву, но для реального восстановления отечественной авиаиндустрии необходимы масштабное восстановление мировой авиационной отрасли в целом и уверенность в том, что коронавирусная инфекция миновала.

Что касается второй волны пандемии, то все будет зависеть от масштабов ее распространения и от того, будут ли повторно закрывать границы. Внутри России ожидается снижение пассажиропотока, поскольку в июле - августе возникло оживление, связанное с реализацией отложенного спроса со стороны туризма. В четвертом квартале туристический сезон традиционно сходит на нет, и параметры рынка определяет сегмент деловых перевозок, который сейчас испытывает серьезный спад из-за ухудшившейся макроэкономической конъюнктуры.

- Когда, по вашим оценкам, авиационные перевозки выйдут на довирусный уровень?

- Восстановление международных перевозок до докризисного уровня ожидается примерно к 2024 году, тогда как рынок внутрироссийских перевозок может достигнуть уровня 2019 года уже в 2021 году.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 6 ноября 2020 года | Дайджест публикаций за 6 ноября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «ФедералПресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости