Автор: Мария Кокорева
Опубликовано: 09.11.2020, 17:01
 

"Договориться с другими становится все тяжелее": как банк для оборонки станет основным покупателем самолетов SSJ


[image]

Правительство нашло нестандартный способ поддержки самолетостроительной отрасли. Закупками российских самолетов SSJ займется Промсвязьбанк (ПСБ), которому перешли кредиты оборонно-промышленного комплекса. Он передаст самолеты "Аэрофлоту", в том числе для его дочерней авиакомпании "Россия", Red Wings и "Азимуту".

Правительство не смогло запустить традиционную схему поддержки российского авиастроения, предложив гарантии лизинговым компаниям на покупку самолетов Sukhoi Superjet-100, и в итоге чиновники придумали новую схему - основным поставщиком этого самолета станет Промсвязьбанк, сообщил Forbes источник в одной из авиакомпаний, которая использует SSJ, и подтвердил сам банк. Почему так произошло?

Провальный год

В мае этого года президент Владимир Путин поручил запустить программу поддержки лизинга российских самолетов. Она могла бы помочь российской компании "Региональные самолеты" (филиал "Иркута") найти покупателя на 59 самолетов Sukhoi Superjet-100 за два года. Примерную стоимость всей партии "Ведомости" оценивали в 140 млрд рублей.

С поставками этих самолетов последний год компания испытывала проблемы. В 2019 году "Региональные самолеты" смогли поставить только восемь SSJ вместо запланированных 28 машин. В то время как за 2018 и 2017 годы - 56. В итоге правительство предложило лизинговым компаниям 139 млрд рублей госгарантий на покупку самолетов и субсидии авиакомпаниям.

Но и это не помогло. Основные поставщики этих самолетов - Государственная транспортная лизинговая компания и ВЭБ-Лизинг - так и не заключили твердых заказов на самолеты на четвертый квартал 2020 года и позднее, рассказали Forbes их представители. Еще один крупный поставщик SSJ - "Cберлизинг" - отказался отвечать на вопрос о том, ведутся ли сейчас переговоры по новым поставкам.

"Договориться с другими лизинговыми компаниями становится все тяжелее, их не устраивают риски, в том числе санкционные", - сказал Forbes источник в одной из авиакомпаний, которая использует SSJ.

В итоге основным покупателем самолетов станет Промсвязьбанк. Банк уже не в первый раз становится способом "решения проблемы" для той или иной отрасли. В 2017 году ПСБ попал под санацию, а в 2019 году получил статус опорного банка для оборонно-промышленного комплекса России. Российские банки передают ему портфели кредитов, в том числе проблемных, оборонным предприятиям. Схема была нужна в том числе как защита российских банков от возможных зарубежных санкций за работу с оборонными предприятиями.

В этот раз выбор ПСБ продиктован желанием правительства "не обременять" лизингом Superjet другие компании в условиях кризиса отрасли и массового урезания флота в авиакомпаниях, полагает директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Диваков. "В связи с COVID-19 и приостановкой полетов с марта по август рынок авиаперевозок сейчас терпит существенные убытки, что усложняет лизинговые платежи", - заключил эксперт.

Детали

Подтверждения о том, что ПСБ займется поставками SSJ, появились в начале сентября. Тогда гендиректор Red Wings (подконтрольной "Ростеху") Евгений Ключарев рассказывал в интервью газете "Ведомости", что оборонный банк профинансирует для них закупку 30 суперджетов.

Промсвязьбанк также будет поставлять самолеты и дочке "Аэрофлота" - авиакомпании "Россия". По словами собеседника, близкого к одной из сторон сделки, Промсвязьбанк передаст "Аэрофлоту" в лизинг пять SSJ, которые "Аэрофлот" должен был приобрести еще в начале 2020 года. Переговоры "шли туго", признает он, и "согласование длилось не один месяц". После поставки партии новых самолетов "Россия" сосредоточится на получении уже имеющихся у "Аэрофлота" SSJ, добавляет он.

Представитель банка подтвердил, что передаст группе "Аэрофлот" через свою "дочку" - "ПСБ-Лизинг" - пять самолетов. Поставки финансируются в рамках кредитной линии ПСБ, открытой для "ПСБ Лизинг" на покупку и передачу в лизинг самолетов в 2020 и 2021 годах, следует из пресс-релиза банка. Источником погашения обязательств по кредиту выступят лизинговые платежи, поступающие от авиакомпаний в период эксплуатации самолетов. Кроме того, банк передаст в 2020 и 2021 годах два SSJ авиакомпании "Азимут" и один - Red Wings.

По данным сайта госзакупок, "Аэрофлот" заключил договор о лизинге в сентябре, но победитель не раскрывался. Возможен сублизинг от "Аэрофлота" к дочерней компании, хоть изначально в планах банка была передача лайнеров напрямую "России", сказал источник, близкий к одной из сторон сделки.

Стоимость одного нового суперджета, согласно данным госзакупок, - около $50 млн. То есть суммарно ПСБ может закупить самолеты для "Аэрофлота" на $250 млн.

"До конца 2020 года мы планируем ввести в эксплуатацию до 10 воздушных судов Sukhoi Superjet 100, которые будут базироваться в Шереметьево", - сказал представитель "России". Один из тендеров на поставки компания проведет в ноябре.

Почему компании отказываются от Superjet

В проспекте к выпуску евробондов ГТЛК называл несколько рисков из-за поставок SSJ, "особенно с учетом планов по расширению на международных рынках", писал в марте РБК.

Среди них отсутствие развитого рынка для лайнеров Superjet, случаи "неопределенности" по технической и логистической поддержке со стороны производителя, проблемы с постпродажным обслуживанием и недостаточно развитая сеть поставок запчастей. В проспекте также упоминалась трагедия с SSJ "Аэрофлота", которая произошла 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево, когда погиб 41 человек.

Тогда в пресс-службе "Региональных самолетов" заявляли, что вопросы обслуживания являются также ответственностью и авиакомпаний. Производитель отмечал, что продолжает развитие сетей послепродажного обслуживания.

Уже после этого норвежский лоукостер Norwegian Air Shuttle заключил с производителем меморандум о поставке 40 самолетов SSJ10. Факт переговоров с авиакомпанией подтверждал глава Минпромторга Денис Мантуров.

Невысокая доходность, непропорциональная рискам, снижает желание лизинговых компаний заниматься поставками SSJ, объясняет руководитель агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

"Показателен пример поставки двух самолетов от ГТЛК в адрес Red Wings со сроком сделки 20 лет. Это беспрецедентно много, при этом риски для лизингодателя очень велики. Случись что, и через 10 лет "пристроить" самолет к другим перевозчикам будет практически невозможно", - объясняет аналитик.

Пантелеев считает, что рабочий инструмент, дающий стимул лизинговым компаниям покупать SSJ, - докапитализация под конкретные сделки. Например, ГТЛК купила 46 самолетов, получив государственные субсидии на сумму 46 млрд рублей.

Cам ПСБ в октябре попросил Росимущество докапитализировать его почти на 31,8 млрд рублей. Одобрение на 20 млрд из этой суммы банк уже получил, средства банк направит на финансирование оборонно-промышленных предприятий, говорил представитель банка РБК.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 ноября 2020 года | Дайджест публикаций за 9 ноября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости