О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Договориться с другими становится все тяжелее": как банк для оборонки станет основным покупателем самолетов SSJ

Правительство нашло нестандартный способ поддержки самолетостроительной отрасли. Закупками российских самолетов SSJ займется Промсвязьбанк

Правительство нашло нестандартный способ поддержки самолетостроительной отрасли. Закупками российских самолетов SSJ займется Промсвязьбанк (ПСБ), которому перешли кредиты оборонно-промышленного комплекса. Он передаст самолеты "Аэрофлоту", в том числе для его дочерней авиакомпании "Россия", Red Wings и "Азимуту".

Правительство не смогло запустить традиционную схему поддержки российского авиастроения, предложив гарантии лизинговым компаниям на покупку самолетов Sukhoi Superjet-100, и в итоге чиновники придумали новую схему - основным поставщиком этого самолета станет Промсвязьбанк, сообщил Forbes источник в одной из авиакомпаний, которая использует SSJ, и подтвердил сам банк. Почему так произошло?

Провальный год

В мае этого года президент Владимир Путин поручил запустить программу поддержки лизинга российских самолетов. Она могла бы помочь российской компании "Региональные самолеты" (филиал "Иркута") найти покупателя на 59 самолетов Sukhoi Superjet-100 за два года. Примерную стоимость всей партии "Ведомости" оценивали в 140 млрд рублей.

С поставками этих самолетов последний год компания испытывала проблемы. В 2019 году "Региональные самолеты" смогли поставить только восемь SSJ вместо запланированных 28 машин. В то время как за 2018 и 2017 годы - 56. В итоге правительство предложило лизинговым компаниям 139 млрд рублей госгарантий на покупку самолетов и субсидии авиакомпаниям.

Но и это не помогло. Основные поставщики этих самолетов - Государственная транспортная лизинговая компания и ВЭБ-Лизинг - так и не заключили твердых заказов на самолеты на четвертый квартал 2020 года и позднее, рассказали Forbes их представители. Еще один крупный поставщик SSJ - "Cберлизинг" - отказался отвечать на вопрос о том, ведутся ли сейчас переговоры по новым поставкам.

"Договориться с другими лизинговыми компаниями становится все тяжелее, их не устраивают риски, в том числе санкционные", - сказал Forbes источник в одной из авиакомпаний, которая использует SSJ.

В итоге основным покупателем самолетов станет Промсвязьбанк. Банк уже не в первый раз становится способом "решения проблемы" для той или иной отрасли. В 2017 году ПСБ попал под санацию, а в 2019 году получил статус опорного банка для оборонно-промышленного комплекса России. Российские банки передают ему портфели кредитов, в том числе проблемных, оборонным предприятиям. Схема была нужна в том числе как защита российских банков от возможных зарубежных санкций за работу с оборонными предприятиями.

В этот раз выбор ПСБ продиктован желанием правительства "не обременять" лизингом Superjet другие компании в условиях кризиса отрасли и массового урезания флота в авиакомпаниях, полагает директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Диваков. "В связи с COVID-19 и приостановкой полетов с марта по август рынок авиаперевозок сейчас терпит существенные убытки, что усложняет лизинговые платежи", - заключил эксперт.

Детали

Подтверждения о том, что ПСБ займется поставками SSJ, появились в начале сентября. Тогда гендиректор Red Wings (подконтрольной "Ростеху") Евгений Ключарев рассказывал в интервью газете "Ведомости", что оборонный банк профинансирует для них закупку 30 суперджетов.

Промсвязьбанк также будет поставлять самолеты и дочке "Аэрофлота" - авиакомпании "Россия". По словами собеседника, близкого к одной из сторон сделки, Промсвязьбанк передаст "Аэрофлоту" в лизинг пять SSJ, которые "Аэрофлот" должен был приобрести еще в начале 2020 года. Переговоры "шли туго", признает он, и "согласование длилось не один месяц". После поставки партии новых самолетов "Россия" сосредоточится на получении уже имеющихся у "Аэрофлота" SSJ, добавляет он.

Представитель банка подтвердил, что передаст группе "Аэрофлот" через свою "дочку" - "ПСБ-Лизинг" - пять самолетов. Поставки финансируются в рамках кредитной линии ПСБ, открытой для "ПСБ Лизинг" на покупку и передачу в лизинг самолетов в 2020 и 2021 годах, следует из пресс-релиза банка. Источником погашения обязательств по кредиту выступят лизинговые платежи, поступающие от авиакомпаний в период эксплуатации самолетов. Кроме того, банк передаст в 2020 и 2021 годах два SSJ авиакомпании "Азимут" и один - Red Wings.

По данным сайта госзакупок, "Аэрофлот" заключил договор о лизинге в сентябре, но победитель не раскрывался. Возможен сублизинг от "Аэрофлота" к дочерней компании, хоть изначально в планах банка была передача лайнеров напрямую "России", сказал источник, близкий к одной из сторон сделки.

Стоимость одного нового суперджета, согласно данным госзакупок, - около $50 млн. То есть суммарно ПСБ может закупить самолеты для "Аэрофлота" на $250 млн.

"До конца 2020 года мы планируем ввести в эксплуатацию до 10 воздушных судов Sukhoi Superjet 100, которые будут базироваться в Шереметьево", - сказал представитель "России". Один из тендеров на поставки компания проведет в ноябре.

Почему компании отказываются от Superjet

В проспекте к выпуску евробондов ГТЛК называл несколько рисков из-за поставок SSJ, "особенно с учетом планов по расширению на международных рынках", писал в марте РБК.

Среди них отсутствие развитого рынка для лайнеров Superjet, случаи "неопределенности" по технической и логистической поддержке со стороны производителя, проблемы с постпродажным обслуживанием и недостаточно развитая сеть поставок запчастей. В проспекте также упоминалась трагедия с SSJ "Аэрофлота", которая произошла 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево, когда погиб 41 человек.

Тогда в пресс-службе "Региональных самолетов" заявляли, что вопросы обслуживания являются также ответственностью и авиакомпаний. Производитель отмечал, что продолжает развитие сетей послепродажного обслуживания.

Уже после этого норвежский лоукостер Norwegian Air Shuttle заключил с производителем меморандум о поставке 40 самолетов SSJ10. Факт переговоров с авиакомпанией подтверждал глава Минпромторга Денис Мантуров.

Невысокая доходность, непропорциональная рискам, снижает желание лизинговых компаний заниматься поставками SSJ, объясняет руководитель агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

"Показателен пример поставки двух самолетов от ГТЛК в адрес Red Wings со сроком сделки 20 лет. Это беспрецедентно много, при этом риски для лизингодателя очень велики. Случись что, и через 10 лет "пристроить" самолет к другим перевозчикам будет практически невозможно", - объясняет аналитик.

Пантелеев считает, что рабочий инструмент, дающий стимул лизинговым компаниям покупать SSJ, - докапитализация под конкретные сделки. Например, ГТЛК купила 46 самолетов, получив государственные субсидии на сумму 46 млрд рублей.

Cам ПСБ в октябре попросил Росимущество докапитализировать его почти на 31,8 млрд рублей. Одобрение на 20 млрд из этой суммы банк уже получил, средства банк направит на финансирование оборонно-промышленных предприятий, говорил представитель банка РБК....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка