Опубликовано: 12.11.2020, 09:08
 

Вышла в свет книга ЦАГИ по развитию статической и тепловой прочности летательных аппаратов


[image]

Какой вклад внесли ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в обеспечение прочности летательных аппаратов? Как зарождались основы этой науки в ЦАГИ? По каким направлениям работают прочнисты института сегодня? Этим и другим темам посвящена книга "Развитие статической и тепловой прочности в ЦАГИ" под редакцией ведущего научного сотрудника центра авиационной науки, кандидата технических наук Михаила Тепеницына.

Материал опубликован в одном из выпусков журнала "Труды ЦАГИ". Его уникальность и новизна - в личностном осмыслении темы авиационной прочности, использовании редких исторических фактов и архивных фотографий, многие из которых представлены широкому читателю впервые. Издание под редакцией М.П. Тепеницына объединило в себе исследования 20 авторов, среди которых - начальник отделения статической и тепловой прочности ФГУП "ЦАГИ" А.С. Дзюба, заместители начальника отделения М.В. Лимонин и В.И. Голован, начальники отделов Ю.А. Арефьев и В.Я. Цыганков, советник генерального директора института по прочности Г.Н. Замула, главный научный сотрудник В.И. Гришин, ведущие научные сотрудники Е.М. Кольман и В.М. Юдин, главный специалист В.Ф. Мохов и др.

На страницах книги авторы рассказывают об образовании института и создании комплекса прочности, модернизации зала статических испытаний в 1953-1960 годах, развитии тепловой прочности в отделении № 3, состоянии существующей экспериментальной базы ЦАГИ для статических и теплопрочностных испытаний, структуре испытательного центра "Прочность" и др.

"В этой работе сделана попытка определить вклад специалистов института в обеспечение прочности летательных аппаратов СССР и России. Приводятся краткие биографические данные и важнейшие направления деятельности работников, внесших наиболее весомый вклад в развитие авиационной прочности. Наряду с широко известными именами - классиками науки о прочности - мы знакомим читателя с ушедшими из жизни, незаслуженно забываемыми учеными, а также даем блок информации о современных активно работающих исследователях", - сказал Михаил Тепеницын, написавший 1-ю, 2-ю и 3-ю главы книги и осуществивший общую редакцию.

Редактор издания в декабре этого года отпразднует 90-летний юбилей. М.П. Тепеницын родился в Ленинграде в 1930 году. После окончания МФТИ в 1954 году работал в отделе прочности ОКБ А.Н. Туполева, возглавляемом А.М. Черемухиным. В 1958 году был переведен в отдел беспилотных летательных аппаратов, которым руководил А.А. Туполев, возглавлял группу крыла (по программе сверхзвукового БПЛА "Ястреб"). В ЦАГИ трудится с 1963 года: свыше 50 лет отдал отделению статической и тепловой прочности, с 2017 по 2018 год - в информационно-рекламном, а затем научно-историческом отделе НИМК ЦАГИ, с января 2018 года работает ведущим научным сотрудником отделения системных исследований и концептуального проектирования авиационно-космической техники. Внес большой вклад в разработку методов и программ для ЭВМ и внедрение машинизации прочностных расчетов, принимал участие в создании инженерных методов оптимизации и поиска рациональных параметров силовых схем планера летательных аппаратов. Является разработчиком (с соавторами) ряда программ проектирования рациональных компоновок несущих поверхностей и фюзеляжей. Участвовал в конструировании, анализе прочности, испытаниях, выдаче заключений на первый вылет и работе аварийных комиссий экранопланов КМ, СМ-6, "Орленок", "Лунь", "Стриж", "Циклон", самолетов "Су" с середины 60-х годов. В 80-е годы провел работу по определению характеристик прочности самолета А.Ф. Можайского. Выполнил исследования по оценке жесткости и веса различных компоновок самолетов авиации общего назначения.

Стоит отметить и обширную преподавательскую деятельность М.П. Тепеницына. В 1972-1978 годах он вел занятия по техучебе в ОКБ Сухого, в 1971-1978 годах - семинарские и лабораторные занятия по сопротивлению материалов на ФАЛТ МФТИ. Кроме того, читал собственный курс по современным методам расчета и оптимального проектирования конструкций летательных аппаратов в Центральном ЦИПКК Минавиапрома СССР (1978-1988 годы). Сегодня М.П. Тепеницын активно работает в Комиссии по научно-исторической деятельности Ученого совета ЦАГИ, в том числе занимается вопросами Научно-мемориального музея профессора Н.Е. Жуковского и музея ЦАГИ в городе Жуковском. М.П. Тепеницыным написано 25 печатных работ, 164 отчета и сделано 183 заключения. Он награжден орденом "Знак Почета" (1985), медалями.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ЦАГИ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 12 ноября 2020 года | Дайджест публикаций за 12 ноября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости