Автор: Герман Костринский
Опубликовано: 17.11.2020, 08:35
 

Нелетная полоса: сотрудники "дочки" Шереметьево пожаловались на зачистку кадров

В самой компании подтвердили, что штат уменьшился на 1,5 тыс. человек, но утверждают, что это не сокращения


[image]

Дочерняя компания аэропорта Шереметьево - "Шереметьево Хэндлинг" - проводит массовые сокращения персонала под видом добровольного увольнения, рассказали "Известиям" на условиях анонимности четыре ее сотрудника. По их словам, работодатель пытается оказать давление на штатных работников, чтобы вынудить их покинуть организацию. Они направили обращения в Генпрокуратуру, Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру, Трудовую инспекцию Московской области, а также в администрацию президента России (есть у "Известий") с просьбой проверить "Шереметьево Хэндлинг" на предмет нарушения трудового законодательства. С начала года штат компании сократился примерно на 1,7 тыс. человек, следует из данных, предоставленных в пресс-службе Шереметьево. Однако там утверждают, что по инициативе аэропорта увольняли только за нарушения трудовой дисциплины и авиационных правил и требований.

Добровольно-принудительно

Сразу несколько сотрудников "Шереметьево Хэндлинг" направили письма в Государственную инспекцию труда в Московской области (Роструд) и Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру с просьбой провести внеплановую проверку компании на предмет нарушения трудового законодательства.

"Шереметьево Хэндлинг" - дочерняя структура АО "Международный аэропорт Шереметьево". Компания специализируется на наземном обслуживании воздушных судов. Прошлым летом она попала в эпицентр скандала, когда в пиковые часы нагрузки в аэропорту не справлялись с обработкой багажа. В некоторые дни пассажирам по прилету приходилось ждать выдачи вещей у ленты по несколько часов. В ситуацию пришлось вмешаться Евгению Дитриху, занимавшему тогда должность главы Минтранса. После нескольких совещаний компания дополнительно наняла 500 грузчиков.

"Довожу до вашего сведения, что на предприятии ООО "Шереметьево Хэндлинг" проводится массовая зачистка кадров, применяя статью "Увольнение по соглашению сторон", хотя ни о каком добровольном соглашении сторон нет и речи. Это замаскированное массовое увольнение, скрытое под соглашение сторон с выплатой двух окладов", говорится в одном из писем, направленных в Роструд.

По словам автора обращения, компания вынуждает работников подписать соглашение. В противном случае сотруднику обещают, что он будет уволен в самое ближайшее время по статье, говорится в письме.

В этом же письме говорится, что, несмотря на нехватку средств, в компании сохраняется штатная структура, в которой предусмотрено 10 заместителей гендиректора, которым положены персональные автомобили и личные водители.

По словам одного из сотрудников "Шереметьево Хэндлинг", с начала пандемии уволено как минимум 500 человек. Но увольнения стали массовыми около месяца назад, утверждает он. По словам собеседника "Известий", некоторых сотрудников переводят на простой с обязательным присутствием на рабочем месте. Этот режим предполагает выплату двух третей от заработной платы, сотрудник обязан вовремя придти на работу и находиться на месте до конца рабочего дня.

- Простой в этом году вводился с марта по июль. Но тогда сотрудников обязывали находиться дома для предотвращения заражения коронавирусом. Сейчас присутствие на рабочем месте обязательно, - утверждает он.

Другой сотрудник "Шереметьево Хэндлинг" рассказал "Известиям", что ему предлагали написать заявление об увольнении "по соглашению сторон" с выплатой двух окладов. В противном случае в течение месяца ему обещали сделать три выговора, после чего следует увольнение по статье ТК РФ.

- Мне обещали, что после восстановления рынка, которое может произойти через четыре-семь месяцев, меня обязательно примут обратно в штат. В противном случае обещали никогда больше не принять в компанию, - рассказывает собеседник "Известий".

В 2020 году предприятия транспортной отрасли пострадали от пандемии коронавируса, в результате которой существенно сократился пассажиропоток и, как следствие, их доходы. Летом правительство выделило аэропортам 10,9 млрд рублей на компенсацию ущерба. Условием получения субсидии было сохранение 90% персонала.

В Шереметьево "Известиям" сказали, что естественное снижение штатной численности сотрудников группы компаний МАШ произошло из-за падения пассажиропотока в 2020 году более чем на 60%.

- Уменьшение численности персонала происходит за счет остановки набора новых специалистов при сохранении среднего показателя текучести персонала (15-20%). На данный момент численность персонала является достаточной для обеспечения производственной деятельности с учетом существующего объема пассажиропотока, - подчеркнули в компании.

В пресс-службе добавили, что численность сотрудников "Шереметьево Хэндлинг" с 1 января по 16 ноября снизилась с 6315 до 4564 человек, но все кадровые решения регламентировались в рамках действующего законодательства. Увольнения сотрудников по инициативе администрации аэропорта проводились только в случаях нарушения трудовой дисциплины или требований и правил авиационной безопасности, утверждают в компании.

В Минтрансе воздержались от комментариев. "Известия" также направили запросы в Росавиацию, Роструд по Московской области, Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру, Генпрокуратуру.

Адресная работа

Закон предоставляет работодателю довольно широкий спектр вариантов для увольнения сотрудников, говорит партнер фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрий Горбунов. Среди них - несоответствие сотрудником занимаемой должности, нарушение им трудового договора или дисциплины, разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны (государственной или военной). Но при массовом увольнении существует всего два варианта: сокращение штата или ликвидация организации-работодателя. В обоих случаях работодатель обязан погасить долги по зарплате и выплатить выходные пособия.

- Скрыть массовые увольнения или сокращение штата за формулировкой "по соглашению сторон" достаточно сложно. Это требует адресной работы с каждым из сотрудников. Принуждать к заключению такого соглашения противозаконно, - отметил Дмитрий Горбунов.

При обращении даже одного сотрудника в Роструд с высокой долей вероятности последует внеплановая проверка, результатом которой чаще всего становятся штрафы до 50 тыс. рублей для юридических лиц и предписания о восстановлении незаконно уволенных сотрудников с выплатой нанесенного ущерба, сказал юрист. Также у работника остается право обратиться в суд с исковым заявлением: судебная практика складывается в пользу наемного сотрудника, так как он по умолчанию выступает слабой стороной правоотношений с работодателем, говорит Дмитрий Горбунов.

По словам собеседников "Известий" в "Шереметьево Хэндлинг", беседы об увольнении с работниками ведут сотрудники дирекции по безопасности и лично заместитель гендиректора Алексей Комаров.

Безопасное основание

Доказать принуждение к увольнению в суде должен сам работник, говорит руководитель практики "Кадровый комплаенс" "КСК групп" Аида Ибрагимова. Если это доказано, должностное лицо обязано выплатить штраф в размере 1-5 тыс. рублей, а организация - 30-50 тыс. рублей. Необоснованное увольнение женщины из-за беременности или наличия детей до трех лет грозит уголовной ответственностью по ст. 145 УК РФ, которая предполагает штраф до 200 тыс. рублей либо обязательные работы на срок до 360 часов. Работник будет восстановлен с выплатой зарплаты за время вынужденного прогула и компенсацией морального ущерба.

Изменение режима работы без уведомления сотрудников за два месяца при отсутствии изменений организационных и технологических условий труда по ст. 74 ТК РФ неправомерно, отметила Аида Ибрагимова. Увольнение "по соглашению сторон" - одно из безопасных оснований, сказала она. В этой ситуации работник дает свое согласие и подписывает двустороннее соглашение. В определенных случаях сотрудник может через суд доказать, что его принудили подписать соглашение, но для этого требуются аудио- или видеозаписи, письменные доказательства или свидетельские показания.

 

Дайджест прессы за 17 ноября 2020 года | Дайджест публикаций за 17 ноября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости