Автор: Тимофей Дзядко, Максим Талавринов
Опубликовано: 20.11.2020, 08:56
 

"Аэрофлот" передаст своей "дочке" все самолеты Superjet за два года


[image]

"Аэрофлот" решил передать авиакомпании "Россия" все свои самолеты Superjet 100 до конца 2022 года. "Россия" уже в следующем году намерена удвоить свой парк до 120 самолетов, из них больше половины придется на российские лайнеры

Авиакомпания "Аэрофлот" планирует передать все самолеты Sukhoi Superjet 100 (SSJ, сейчас в парке компании их 54) дочерней авиакомпании "Россия" в течение двух лет, до конца 2022 года. Об этом РБК рассказали два источника в группе "Аэрофлот".

По словам одного из них, до конца 2020 года компания передаст "России" пять таких самолетов, в 2021 году - 44 самолета, еще десять - в 2022-м. Второй собеседник называет похожие данные. Оба сходятся в том, что последние десять самолетов российского производства будут переданы в 2022 году.

Представитель "России" сказал РБК, что авиакомпания ожидает поставку до десяти новых Superjet до конца 2020 года, а в 2021 году парк таких самолетов планируется нарастить до 66. Общее количество самолетов у авиаперевозчика удвоится - с 54 до более чем 120. Но он не стал уточнять, какая часть самолетов поступит от "Аэрофлота", а какая - от лизинговых компаний или производителя, корпорации "Иркут". РБК направил запрос представителю группы "Аэрофлот".

Почему "Аэрофлот" передает суперджеты

Перевод в "Россию" всех лайнеров "Аэрофлота" российского производства, включая Superjet и позднее МС-21, предусмотрен долгосрочной стратегией развития группы до 2028 года, которая была принята летом 2020-го. "(К 2028 году) у нее будет 250 машин, из которых 235 - отечественного производства, что очень важно", - говорил экс-гендиректор группы Виталий Савельев (ныне министр транспорта) на встрече с премьером Михаилом Мишустиным в середине июля. Сейчас в парке "Аэрофлота" 54 SSJ, до 2026 года, в соответствии с договоренностями с Объединенной авиастроительной корпорацией (контролирует "Иркут", который производит Superjet), он должен закупить еще 100 таких лайнеров.

"Россия" вместо "Аэрофлота" займется и социальными направлениями полетов, в том числе с "плоскими тарифами", которые применяются на рейсах на Дальний Восток, в Калининград и Крым. До одобрения новой стратегии группы "Россия" больше занималась зарубежными маршрутами, включая туристические и чартерные, в том числе в Бангкок, Анталью, Тель-Авив. Компания выполняет перевозки совместно с туроператором "Библио-Глобус". По данным Росавиации, перевозчик входит в топ-4 российских авиакомпаний, за первые восемь месяцев 2020 года услугами "России" воспользовались 3,62 млн человек.

"Нет смысла длительное время параллельно содержать в компаниях одной группы два летных отряда под один тип самолетов, дублировать технических специалистов и т.д. Принято решение сконцентрировать всю отечественную технику в "России", и форсирование этого процесса оправданно", - говорит исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Избавившись от российских лайнеров, "Аэрофлот" намерен оставить в своем парке преимущественно самолеты европейской Airbus, а ее "дочка" лоукостер "Победа" с момента создания летает только на американских Boeing. Савельев говорил на встрече с Мишустиным, что "Аэрофлот" сосредоточится на дальнемагистральных рейсах, чтобы стать "пятизвездочной компанией".

До сих пор "Россия" не летала на SSJ. Тендеры на поставку первых трех новых лайнеров в операционный лизинг на 12 лет она объявила в октябре, но так и не нашла претендентов на выполнение этих заказов. Сделка не состоялась из-за недостаточного обеспечения по этому заказу, рассказывали РБК источники в двух крупных лизинговых компаниях. По словам одного из них, потенциального лизингодателя мог не устроить риск на авиакомпанию "Россия" - без поручительства или гарантии головной компании группы - "Аэрофлота". Это подтвердили два источника, близкие к разным сторонам переговоров.

Однако 9 ноября "дочка" Промсвязьбанка "ПСБ лизинг" договорилась с "Иркутом" о поставке группе "Аэрофлот" пяти SSJ. Эти самолеты будут переданы именно авиакомпании "Россия", сказал РБК источник, близкий к одной из сторон сделки. Более того, 18 ноября "Россия" разместила заказ на оказание услуг по проведению инспекций 77 судов SSJ с целью оценки их летной годности и выдачи соответствующих документов. Этого должно хватить на парк российских самолетов, который будет у компании в конце 2022 года после передачи десяти последних самолетов "Аэрофлота" - 76 лайнеров.

Кто еще эксплуатирует Superjet

"Аэрофлот" является крупнейшим эксплуатантом Superjet, но на этих лайнерах летают и другие российские авиакомпании, включая "Азимут", "Ямал" и "Газпром авиа". В 2020-2021 годах "Иркут" планирует поставить 59 самолетов SSJ нескольким российским авиакомпаниям. 30 лайнеров получит авиакомпания Red Wings (как и ОАК и "Иркут", подконтрольная "Ростеху"), 22 - группа "Аэрофлот" (восемь в 2020-м, еще 14 - в 2021 году), остальные пополнят флот "Азимута" и "Якутии", говорил в июле глава Минпромторга Денис Мантуров.

Ранее эти 59 лайнеров не были востребованы покупателями. Теперь предполагается, что их купит "ПСБ Лизинг" примерно за 140 млрд руб. за счет кредита оборонного Промсвязьбанка и поставит вышеперечисленным российским авиакомпаниям. Президент Владимир Путин еще в мае одобрил предоставление госгарантий на закупку этих самолетов у производителя в течение двух лет в рамках новой программы поддержки лизинга российских самолетов. Представители "Иркута" и "ПСБ Лизинг" отказались от комментариев.

Год назад подразделению "Иркута" не удалось выполнить годовой план продаж. Вместо запланированных 20-25 лайнеров они поставили перевозчикам только шесть. Причины, как рассказывали источники РБК, - отсутствие сервисных центров и имиджевые потери из-за трагедии в Шереметьево, которая произошла в мае 2019 года. Тогда лайнер "Аэрофлота" загорелся при приземлении, погиб 41 человек.

"Мы подтвердили свой контракт на 150 машин Sukhoi Superjet, 54 машины у нас на сегодняшний день в парке, мы ими оперируем. И у нас заказ на 50 машин, твердый контракт, (на новый ближне- и среднемагистральный лайнер) МС-21, и к ним 35 машин - это опцион", - заявлял экс-глава "Аэрофлота" летом. Группа продолжит выполнять свои "стратегические обязательства" перед российским авиапромом.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 ноября 2020 года | Дайджест публикаций за 20 ноября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости