О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Модернизация ракетоносца-бомбардировщика Ту-160 набирает обороты

Первый полет ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02 свидетельствует о решении главной проблемы в программах модернизации и производства Ту-160 в версиях Ту-160М и Ту-160М2

Первый полет ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02 свидетельствует о решении главной проблемы в программах модернизации и производства Ту-160 в версиях Ту-160М и Ту-160М2. Обновление воздушной компоненты ядерной триады России идет по плану. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в корпорацию "Ростех") 3 ноября 2020 года сообщила о первом полете глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02. Длительность полета составила 2 часа 20 минут, он проходил на высоте 6 тысяч метров. Полет прошел штатно, системы и оборудование отработали без замечаний. В ходе испытаний проверялись обновленные общесамолетные системы, бортовое радиоэлектронное оборудование, проведена оценка работы нового двигателя НК-32 серии 02. Данный двигатель разработан и произведен Объединенной двигателестроительной корпорацией, которая также входит в "Ростех". Первые серийные образцы двигателя были изготовлены летом 2020 года. По открытым данным, НК-32-02 аналогичен своему предшественнику НК-32 по архитектуре и конструкции. Кроме того, у двигателя НК-32-02 используется современная система управления и обновлены некоторые компоненты. Характеристика по форсажной тяге осталась прежней - 25000 кгс. Однако доработки привели к повышению экономичности силовой установки, расход топлива уменьшен примерно на 10%. Это позволит увеличить максимальную дальность полета Ту-160М на одну тысячу километров и более, в зависимости от выбранного режима. Таким образом, боевой потенциал ракетоносца-бомбардировщика возрастет. На сегодня - даже в немодернизированной версии Ту-160 - боевая машина обладает уникальными характеристиками. Это самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжелый боевой самолет в мире, имеющий наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу. Максимальная скорость Ту-160 достигает 2230 километров в час, крейсерская скорость - 850 километров в час, а максимальная взлетная масса - 275 тонн. Максимальная дальность полета без дозаправки в воздухе составляет 13950 километров. Недаром за свои выдающиеся характеристики Ту-160 получил неофициальное название "Белый лебедь". В кодификации НАТО проходит как Blackjack. В чем же заключается исключительная важность этого события - первого полета Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02? Дело в том, что серийное производство двигателей НК-32 для Ту-160 продолжалось 10 лет (произведено около 250 двигателей) и было прекращено еще в 1993 году, т. е. 27 лет назад. Этими силовыми установками были оснащены построенные самолеты, также был создан складской запас готовых моторов и запчастей. За счет складского запаса и поддерживалась работоспособность строевых ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160. В настоящее время по проекту Ту-160 есть две стадии: модернизация и производство. Глубокая модернизация касается строевых машин, которые будут носить маркировку Ту-160М, а производство - машин новой постройки - Ту-160М2. У Минобороны РФ есть контракт с авиапроизводителями на 10 единиц Ту-160М2. По открытым данным, в планах намечено модернизировать 15 строевых бомбардировщиков Ту-160 до уровня Ту-160М. Несколько боевых машин уже прошли модернизацию, но новые серийные двигатели НК-32-02 установлены только на одну, которая и провела с ними первый испытательный полет. Очевидно, что ни программа глубокой модернизации до Ту-160М, ни программа производства машин новой постройки Ту-160М2 стали бы невозможны без создания нового серийного двигателя НК-32-02. Начинать эти программы, полагаясь только на оставшиеся складские запасы НК-32 и при этом понимая, что технологии за эти годы ушли далеко вперед, не было смысла. Кстати, такой ключевой момент, как появление серийного двигателя НК-32-02 для Ту-160 тут же отметили американские СМИ. В частности, издание The Drive в своей публикации назвало двигатели НК-32-02 самыми мощными в мире силовыми агрегатами для боевых самолетов. Американские эксперты особо подчеркнули: "Отсутствие двигателей было серьезным препятствием в амбициозных планах Москвы по возобновлению производства Blackjack, которое было остановлено в 1994 году". Ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий, в том числе с помощью ядерного оружия. Наряду с ракетоносцами Ту-95МС эти боевые машины входят в воздушную компоненту российской ядерной триады. По открытым данным, в строю находится 17 ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160 различных модификаций. Таким образом, можно констатировать, что с момента начала серийного производства двигателей НК-32-02 для Ту-160 в вопросе обновления воздушной компоненты ядерной триады России наблюдается серьезный прогресс. Необходимо обратить внимание на еще один важный момент. Как утверждают эксперты, область применения НК-32-02 не ограничится только Ту-160. На основе этого двигателя будет создаваться новое изделие для использования на перспективном бомбардировщике ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Эта боевая машина должна взлететь в 2025-2026 годах, ее серийное производство намечено на 20282029 годы. При создании ПАК ДА упор делается на стелс-технологии. Надо полагать, что доработка для него силовой установки на базе НК-3202 будет в первую очередь сконцентрирована на снижении заметности летательного аппарата в звуковом, видимом и инфракрасном диапазонах. Следует заметить, что американский журнал The National Interest в своей публикации "Российский Ту-160: самый большой, самый быстрый и самый тяжелый когда-либо летавший бомбардировщик" от 20 марта 2020 года отметил, что у этой боевой машины нет серьезных конструктивных недостатков за исключением одного - данный самолет не использует стелс-технологии. Очевидно, что решения по снижению заметности ПАК ДА в части силовой установки далее вполне могут быть использованы и на Ту-160М и Ту-160М2 при их последующих модернизациях. Получается такой интересный круговорот: глубокая модернизация Ту-160 обеспечит эволюционность технологий для производства ПАК ДА, а технологии, реализованные на ПАК ДА, затем будут применены на Ту-160М и Ту-160М2. Таким образом, первый полет ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02 свидетельствует о решении главной проблемы в программах модернизации и производства Ту-160 в версиях Ту-160М и Ту-160М2. Обновление воздушной компоненты ядерной триады России идет по плану....
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка