Автор: Сергей Серов
Опубликовано: 24.11.2020, 14:51
 

Прошлое и будущее кубанских аэропортов


[image]

Россияне по-прежнему считают Кубань одним из самых привлекательных для жизни и путешествий регионом. Людей привлекает здешний климат, сравнительно невысокая стоимость жилья, а также развитый рынок труда. А в период пандемии, когда зарубежные поездки стали недоступными, спрос на краснодарские курорты вырос в несколько раз.

На 6-милионный регион приходится всего 4 действующих аэропорта, которые ежегодно принимают до 12 миллионов пассажиров. При этом основная часть трафика приходится на аэропорты Краснодара, Сочи и Анапы. Сегодня воздушные гавани вполне справляются с пассажиропотоком и даже имеют запас прочности. Например, в августе этого года, когда поток туристов в Сочи достиг 45 тысяч пассажиров в сутки, городской аэропорт не сорвал ни одного рейса.

Однако еще 15 лет назад кубанские власти всерьез опасались транспортного коллапса в регионе.

В начале 2000-х аэропорты Кубани, построенные еще в советские времена, работали на пределе своих возможностей. Жители Кубани, уже вкусившие к тому времени комфорт европейских аэропортов, жаловались на отсутствие элементарного сервиса и космические цены в краевых аэропортах. Не лучше обстояли дела с организацией и безопасностью воздушного движения. Чаще всего пассажиры жаловались на тесные залы ожидания, отмену рейсов и путаницу с билетами.

Сегодня воздушные гавани Краснодарского края в международных рейтингах по уровню сервиса, безопасности и оснащения конкурируют с аэропортами Болоньи и Порту. Силами государства это сделать было невозможно. Поэтому власти решили продать аэропорты частному инвестору. В 2007 году новым владельцем устаревших советских аэропортов в Краснодаре, Сочи и Анапе стала компания "Базэл Аэро", принадлежащая уроженцу Краснодарского края Олегу Дерипаске.

В сочинском терминале 15 лет жили бомжи

Сочи - один из немногих мегаполисов, где аэропорт находится в центре города. Сложно представить, но еще 15 лет назад в сверкающем терминале аэропорта Сочи жили бомжи и собирались наркоманы. Дело в том, что с 1991 года это здание было заброшенным. В октябре 1989 года его начала строить словенская фирма SCT-International. Через два года здание было готово на 90 процентов, оставалось только установить оборудование. Но после развала СССР финансирование прекратилось и власти забыли про красавец-аэропорт.

Здание медленно разрушалось до 2006 года, когда его очень кстати приобрели структуры промышленника Дерипаски. 5 июля 2007 года в Гватемале российский лидер Владимир Путин убедил жюри МОК выбрать Сочи площадкой для проведения Зимней Олимпиады-2014. Сразу же встал вопрос о строительстве мощного аэропорта, готового принять всех гостей и участников олимпийского праздника.

Времени на модернизацию аэропорта оставалось крайне мало. В феврале 2007 года, после отъезда делегации МОК, Дерипаску попросили ускорить строительство аэропорта. На объект вышли мировые лидеры строительства австрийский концерн "Strabag" и турецкая компания "Renaissance Construction". Спустя два года круглосуточных работ новый аэровокзальный комплекс Международного аэропорта Сочи был торжественно открыт. Он стал первым полностью готовым ключевым объектом Олимпиады-2014. Общие инвестиции в проект составили 14 млрд рублей.

Сегодня аэропорт Сочи занимает 5-е место по пассажиропотоку, уступая трем московским аэропортам и Санкт-Петербургу. По итогам 9 месяцев 2020 года он также вошел в топ-3 лучших аэропортов с пассажиропотоком от 5 до 15 млн человек. Воздушная гавань буквально напичкана современным оборудованием и крутыми клиентскими сервисами.

В ноябре 2020 года аэропорт отметил 75-летие. За эти года он ни разу не остановил свою работу. Даже во время пандемии воздушная гавань сохранила коллектив, и никто из почти 1500 сотрудников в самый тяжелый период не был уволен или сокращен.

Женщины краснодарского аэропорта

Посетителей краснодарского аэропорта "Пашковский" встречают сразу две выдающихся женщины - императрица Екатерина II (в честь нее и назван аэропорт) и легендарная советская летчица Евдокия Бершанская, командовавшая бомбардировочным полком "ночных ведьм". Памятники им установлены на входе в терминалы внутренних и международных рейсов.

Олег Дерипаска, чья малая родина расположена в 50 км от Краснодара (город Усть-Лабинск), давно задумал сделать из аэропорта крупнейший региональный хаб и начал вкладываться в развитие краснодарского авиаузла сразу после его покупки в 2006 году. За эти годы из старого аэропорта, который не модернизировался уже полвека, было выжато буквально все: вдвое выросла площадь терминалов, увеличены зоны ожидания рейсов, досмотра и количество стоек регистрации, введена в эксплуатацию новая багажная система, появились детские площадки, новый бизнес-зал и зал вип-обслуживания. В феврале 2014 года завершена реконструкция сектора международных воздушных линий. Пропускная способность терминала возросла более чем в три раза - с 200 до 700 пассажиров в час.

Появилась новая взлетно-посадочная полоса длинной 3 км, что позволило проводить 20 взлетно-посадочных операций в час.

Но сразу же после сочинской олимпиады, когда аэропорт выступил в числе запасных аэродромов, стало ясно что "Пашковский" нуждается в коренной модернизации. В декабре 2019 года был разработан мастер-план глубокой реконструкции аэропорта. Документ подразумевает, что к 2023 году "Пашковский" превратится в настоящий мультимодальный хаб. То есть, пассажир сможет после выхода из самолета сесть на железнодорожный экспресс и уехать, например, в Сочи или Анапу.

Для этого власти и инвесторы в рамках государственно-частного партнерства должны построить новый терминал 85 тыс. кв.м., рулежные дорожки и новый перрон на 21 воздушное судно, модернизировать навигационное оборудование, подвести к аэропорту автомобильное шоссе и железнодорожные пути.

Главный детский аэропорт с оттенком хаки

Анапа - столица детства, значит, и аэропорт должен быть немного "детским". На фоне других кубанских аэропортов здание терминала "Витязево" смотрится, как ребенок на фоне взрослых. Но по остальным параметрам Анапа - полноценная воздушная гавань, которая стабильно входит в топ-20 российских аэропортов по пассажиропотоку.

Ежегодный турпоток на песчаные пляжи достигает 4 миллиона человек, поэтому собственник аэропорта компания "Базэл Аэро" после покупки актива вложила в реконструкцию аэропорта несколько миллиардов рублей.

В результате была модернизирована взлетно-посадочная полоса, позволившая принимать широкофюзеляжные самолеты, которые везут на оздоровление детей из Сибири и Дальнего Востока. К тому же, после модернизации аэропорта Анапа (Витязево) расширились возможности военной авиации, которая также базируется на аэродроме вдали от любопытных глаз.

В 2017 году для пассажиров аэродрома, среди которых преобладают родители с детьми, построен новый терминал. Это одноэтажное здание площадью чуть меньше 12 тыс. кв. метров с пропускной способностью 600 человек в час. "Базэл Аэро" инвестировала в строительство почти полтора миллиарда рублей.

Сейчас собственник аэропорта внедряет технические новинки, которые упрощают жизнь пассажиров. Среди них - киоски саморегистрации на рейс и технологии, позволяющие получить доступ ко всем услугам авиаузла. С недавних пор дирекция "Витязево" внедрила новомодную систему Service Blue Printing, при помощи которой оптимизируется внутриаэропортовые процессы, незаметные для глаза обычного пассажира.

Как показало время, решение властей о продаже бывших государственных аэропортов в частные руки было правильным и своевременным. С приходом нового собственника-уроженца Краснодарского края, готового вкладываться в малую родину, Кубань укрепилась в рейтинге самых привлекательных российских регионов.

Всего за несколько лет из региональных аэропортов с полным отсутствием сервиса и устаревшей инфраструктурой аэропорты Юга превратились в современные воздушные гавани мирового уровня. Созданный на Кубани единый авиационный узел позволил повысить не только качество и количество перевозок, но и придать мощный импульс развитию Краснодарского края.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 ноября 2020 года | Дайджест публикаций за 24 ноября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэродинамика (в процессе тестирования)

Комментарии к новости