Московский авиационный центр
25 ноября 2020, 14:10
Ветераны спасательного дела
Николай Евгеньевич Рачицкий - заместитель директора Московского авиационного центра по качеству, подполковник запаса
Вся жизнь Николая Рачицкого связана с авиацией. Еще с детства маленького Колю всегда тянуло к технике. В Саратовском военном авиационном училище, куда он поступил после школы, летали с самого первого курса. Обучение проходило на трех типах вертолета - Ми-1, Ми-4 и Ми-8. "Мне повезло, - рассказывает Николай Рачицкий, - я попал в самый бум развития вертолетов и армейской авиации. Переход с бензиновых на газотурбинные машины. Модификации и новые типы вертолетов поступали в воинские части регулярно. В училище я получил 235 часов налета, включая более 100 часов самостоятельных полетов. Готовили нас хорошо, инструкторы, преподаватели, командиры - прекрасные, знающие, требовательные. Некоторые - участники Великой Отечественной войны.".
После Саратовского училища в 1977 году молодого вертолетчика направили на Дальний Восток, где он прослужил непростые 10 лет. Особый след в памяти Николая оставил, безусловно, Афганистан. В то время служба в горячих точках затронула судьбу многих молодых офицеров, не обошла она и Рачицкого.
"Основными задачами в Афгане были поддержка сухопутных и десантных войск, перевозка груза, эвакуация раненных, поисково-спасательное обеспечение, бомбоштурмовые удары. Воевали по всему Афганистану. В основном десантирование, огневая поддержка и обеспечение десанта в горных укрепрайонах, контролируемых "душманами". У нас были новенькие, более мощные и высотные вертолеты Ми-8мт с противопулевой броней и увеличенным вооружением", - вспоминает Николай Рачицкий.
Весь Афган Николай Евгеньевич пролетал со своим штатным летчиком-штурманом Сергеем Корнауховым. За год экипаж совершил около 500 часов налета и столько же боевых вылетов. Однажды Рачицкий с Корнауховым полетели на эвакуацию сбитого летчика МиГ-21 - тогда их вертолет получил около 10 пулевых пробоин. С пробитыми топливными баками, отсеками двигателя и лопастью они спасли летчика и успешно дотянули до аэродрома.
Николай Рачицкий принимал участие во многих боевых действиях в Афганистане. Особенно запомнилась крупнейшая операция по захвату Панджшера.
"В Панджшерском ущелье я чуть не погиб, -рассказал Николай. - Меня спасли теоретические знания, без моего ведома переросшие в автоматический навык. Мы заходили на посадку на верхушку горы высотой около 3000 метров, сильно загруженные. Я был молодой командир и на подобные площадки еще не садился, поэтому рановато начал гасить скорость. Вертолет начал снижаться с падением оборотов винта. Есть такое понятие на вертолетах - нехватка мощности двигателей, падение оборотов, неуправляемое левое вращение. Как выводить вертолет из такой ситуации обучают только на крутых тренажерах. В то время их не было и, соответственно, обычно все заканчивалось катастрофой, если плохо знаешь теорию.
Так вот, мощность двигателей была в тот момент уже выбрана полностью, а вертолет падал. Посадочная площадка оказалась выше нас, под нами - склон горы, а позади - пропасть над рекой Панджшер. Вот тут теория, вбиваемая в голову преподавателями и командирами, и выстрелила. Я автоматически развернул вертолет на 180 градусов так, что он стал носом в сторону пропасти и заскользил вниз. Пару раз стукнувшись колесами о боковой склон горы, вертолет вылетел. Обороты винта восстановились, и мы благополучно завершили операцию. Помню, борттехника нашего во время такого маневра выбросило наружу и страховочным ремнем вернуло обратно" - спустя много лет смеется Николай Рачицкий.
Кстати, впоследствии, заместитель командира эскадрильи Анатолий Сурцуков написал книгу "Летчицкие рассказы", где описал этот случай в одной из историй, назвав ее "Панджшерская акробатика".
После командировки в Афганистан Николай Рачицкий участвовал в миротворческих миссиях в Анголе, Сьерра-Леоне, Таджикистане, побывал и в Чеченской республике.
В 2003 году Николай Рачицкий закончил военную службу, а спустя года, устроился в Московской авиационный центр, где работает и сейчас, передавая свой богатый авиационный опыт молодому поколению.
"Законы аэродинамики везде одинаковы как в армейской авиации, так и в гражданской - говорит Николай, - поэтому мой опыт полетов, знания и умение организации процессов востребованы. Когда меня позвали в Московский авиацентр, вертолеты были, но не было ни одного сертификата эксплуатанта. С их получения я начал свое обучение и всех остальных. Это был переходный период - советские документы отменялись, вводились новые Федеральные авиационные правила; единой трактовки и понимания не было. Здесь все нужно было разработать и утверждать в Росавиации. Мало написать документы - надо организовать их изучение и выполнение всем персоналом. Пишут одни - выполняют летчики и инженеры. От этого во многом зависит безопасность полетов".
Во многом, благодаря Николаю Рачицкому, в Московском авиационном центре сегодня существует целостная система организации авиационной деятельности и ее соответствие требованиям воздушного законодательства. Разработано множество документов, получены необходимые для полноценной работы учреждения сертификаты и свидетельства.
Под руководством Николая Евгеньевича в авиацентре осуществляется сертификация и лицензирование основных видов деятельности ГКУ "МАЦ": выполнение воздушных перевозок, авиационные работы, обслуживание и ремонт вертолетов, тушение пожаров и др.
Сам Рачицкий многократно принимал непосредственное активное участие в ликвидации последствий крупных чрезвычайных ситуаций, руководил тушением пожаров с земли. Это природные пожары 2010 года, пожар в здании НПО "Алмаз-Антей", ночные пожары в одной из башен ММДЦ "Москва-Сити", в торгово-промышленном здании в Северном Медведкове.
"Каждый из этих пожаров по-своему уникален, - вспоминает Николай Евгеньевич. - Сложности были везде. О пожарах 2010 года и в "Москва-Сити" рассказано и написано очень много, поэтому хочу подчеркнуть работу авиацентра при ликвидации пожара в здании "Алмаз-Антей". Это случилось 30 июня 2010 года и именно тогда впервые мы применили систему горизонтального, вертикального и бокового тушения пожаров огнегасящими жидкостями, установленной на вертолете Ка-32А. Это уникальная система ("пушка") была разработана АО Камов" совместно с Московским авиационным центром специально для борьбы с пожарами на любой высоте. До недавнего времени "пушка" была единственной в России - с помощью нее наши пилоты попадали в горящее окно 70х40 сантиметров с расстояния 40 метров. При тушении "Алмаз-Антея" эффективность системы горизонтального, вертикального и бокового тушения пожаров была продемонстрирована в полной мере."
По словам Николая Евгеньевича сегодня в Московском авиационном центре ведется работа по усовершенствованию системы горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения и других авиационно-спасательных технологий для работы в плотной городской застройке. Во всем этом Николай Рачицкий принимает самое непосредственное участие.
Главное для меня - это мое любимое дело, а свой опыт и знания, с удовольствием, передаю более молодому поколению" - говорит Николай Рачицкий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 18, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом/Калининградом/Нижним Новгородом
Апрель 17, 2024
Аэрофлот проведет специальные акции в день юбилея программы "Аэрофлот Бонус"
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 18, 2024
В аэропорту Внуково прошло заседание Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы