Опубликовано: 26.11.2020, 14:13
 

Генеральный директор ЦИАМ рассказал о цифровизации в авиадвигателестроительной науке


[image]

Генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") Михаил Гордин принял участие в пленарном заседании III Международного форума "Ключевые тренды в композитах: наука и технологии".

Мероприятие прошло в онлайн-формате. Ключевой темой заседания стало цифровое материаловедение. Участники обсудили его развитие в различных отраслях промышленности.

Михаил Гордин рассказал о применении цифровых технологий для решения задач авиадвигателестроительной науки.

- Цифровизация имеет громадное значение для авиационного двигателестроения, ведь двигатель является одним из самых сложных технических объектов, - отметил он. - В функции ЦИАМ входит формирование методологии и научно-технического задела для создания авиационных двигателей и трансмиссий вертолетов. Цифровизация процесса создания двигателей имеет прямую взаимосвязь с изменением базовых подходов в авиадвигателестроении. Прогресс в данном направлении разителен, и это развитие непрерывно.

Генеральный директор ЦИАМ рассказал, что за последние несколько лет на смену местным расчетам пришли такие современные методы, как проектирование на необходимый ресурс, многодисциплинарная оптимизация, робастное проектирование, топологическая оптимизация и др. Существенный вклад в работу вносят суперкомпьютерные технологии - в частности, в ЦИАМ с их помощью осуществляется газодинамическое и прочностное моделирование.

Мировой опыт свидетельствует, что авиадвигатели все в большей степени становятся "неметаллическими", использование композиционных материалов стало одним из определяющих направлений совершенствования авиатехники. Особенно востребованы цифровые технологии при отработке новых конструктивно-технологических решений, например, конструкций из композиционных материалов, когда одновременно формируются материалы, конструкция детали и технология ее изготовления. Эти методы должны применяться как при проектировании, так и при проведении испытаний, подтверждении соответствия сертификационным требованиям.

Ряд реальных испытаний цифровые технологии позволяют заменить виртуальными. Тем не менее, как подчеркнул Михаил Гордин, любые модели необходимо проверять натурным экспериментом, верифицировать и валидировать - цена ошибки в авиации слишком велика.

По мнению генерального директора ЦИАМ, учитывая сложности комплекса задач по созданию деталей и узлов, можно констатировать, что одна из областей науки и техники, в которых цифровизация на протяжении всего жизненного цикла конструкций имеет особенно большое значение, находится сегодня на стыке двух важнейших тенденций развития двигателестроения - моделирования и внедрения композиционных материалов.

Достижению заданных целей способствует эффективное сотрудничество. Михаил Гордин рассказал об успешном опыте работы ЦИАМ с МГТУ им. Н.Э. Баумана и МИЦ "Композиты России" в части прошивки армирующих слоев для повышения межслоевой прочности деталей из композиционных материалов. Разработанная МИЦ по заказу ЦИАМ технология была внедрена на опытно-технологическом участке института и применена в изготовлении лопатки вентилятора из углепластика.

Налаженное сотрудничество - важный фактор и в деле привлечения молодых кадров.

- У ЦИАМ есть базовые кафедры в профильных университетах, в том числе в Бауманском, - рассказал генеральный директор ЦИАМ. - Студентов мы вовлекаем в работу на раннем этапе, знакомим с технологиями цифрового материаловедения, они работают в наших лабораториях. Мы и дальше будем продолжать сотрудничество с вузами и обеспечивать ЦИАМ и предприятия отрасли кадрами для продвижения и композиционных материалов, и цифрового моделирования с целью дальнейшего развития двигателестроения в целом и материаловедения в частности.

ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года №326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав Центра входят следующие федеральные государственные унитарные предприятия:

  • Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (г. Жуковский, Московская область);
  • Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (г. Москва);
  • Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (г. Москва);
  • Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск);
  • Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (пос. Белозерский, Московская область).

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ЦИАМ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 26 ноября 2020 года | Дайджест публикаций за 26 ноября 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.