О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Есть, чем гордиться! ЦИАМ отмечает 90-летний юбилей

Своевременное создание Института авиационных моторов сыграло огромную роль в развитии отечественной авиации и победе в войне 1941-1945 годов

Днем рождения ЦИАМ - Центрального института авиационного моторостроения считается 3 декабря 1930 года. Решение о создании института было принято на заседании Реввоенсовета СССР. С участием института разрабатывались и совершенствовались советские и российские авиадвигатели всех поколений. Именно в ЦИАМ в сороковых годах XX века под руководством В.В.Уварова был создан первый в мире мощный авиационный турбовинтовой двигатель, уже тогда работавший при температуре в полторы тысячи градусов!

Сегодня мы с благодарностью вспоминаем инженерный гений Владимира Васильевича и его коллег. Возглавив впоследствии кафедру "Турбостроение" МВТУ им.Баумана, профессор В.В.Уваров создал уникальную научную школу турбинистов, многие из которых работали в ЦИАМ и одновременно преподавали студентам Бауманки. Кадровые сотрудники авиамоторного института подготовили немало теоретиков газотурбинных двигателей, инженеров-механиков и конструкторов. Инженерную школу турбин В.В.Уварова всегда отличала широта и смелость конструкторской мысли, оригинальность технических решений, глубокие фундаментальные знания. Хорошим тоном среди учеников профессора Уварова стало второе высшее математическое образование в дополнение к инженерному, применение эффективных математических методов. Постоянная работа с "огнем и железом", уверенное владение техникой физического эксперимента давали феноменальные результаты в плане сочетания теории с практикой. Уваровский стиль работы всегда дает о себе знать, когда решаются самые сложные двигательные задачи авиации.

В стенах Центрального института авиационного моторостроения возникли и получили развитие не менее знаменитые инженерные и научные школы. В ЦИАМ испытывал свои первые ракетные двигатели один из основоположников отечественной космонавтики Ф.А.Цандер. В паре с ним работал будущий старожил института и руководитель направления малоразмерных моторов Ю.Г.Бехли. Создатель знаменитых ракет "Протон" академик В.Н.Челомей в военные годы испытывал в ЦИАМ двигатель первой советской крылатой ракеты. Яркий представитель школы ЦИАМ академик Н.А.Доллежаль стал Главным конструктором первой в мире атомной электростанции. Высшую ступень Президента Академии наук СССР занимал работавший в институте академик М.В.Келдыш. К школе ЦИАМ относятся Генеральные конструкторы и академики: Б.С.Стечкин, А.А.Микулин, В.Я.Климов, С.К.Туманский, А.М.Люлька, А.Д.Чаромский, С.А.Косберг, Е.В.Урмин, П.А.Колесов, В.А.Добрынин, О.Н.Фаворский, Г.П.Свищев, В.С.Авдуевский и многие другие. Знаменитую на весь мир научную школу газодинамики создали академики и доктора наук ЦИАМ: Л.И.Седов, Г.Г.Черный, Г.И.Петров, А.Н.Крайко, Г.Н.Абрамович. Уникальные исследования двигателей для больших сверхзвуковых скоростей полета были проведены под руководством Р.И.Курзинера.

Сегодня Центральный институт авиационного моторостроения по-прежнему занимает высшие позиции в иерархии лидеров мировой аэрокосмической науки. Ряд разработок ЦИАМ относятся к прорывным и не имеют мировых аналогов. Например, дальнейшее развитие в институте получила идея Ф.А. Цандера об использовании в двигателях явления сверхпроводимости. Уже в конце 80-х и начале 90-х годов руководство ЦИАМ дальновидно поддержало тематику высокоскоростных сверхпроводников, что позволило обеспечить будущее технологическое лидерство. Применение сверхпроводящих материалов открывает перед моторостроителями грандиозные перспективы и обеспечивает опережающий научный задел на многие десятилетия....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка