Опубликовано: 08.12.2020, 08:09
 

В день 90-летия в ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом-двигателисте Михаиле Цховребове


[image]

Открытие мемориальной доски выдающемуся ученому и руководителю Михаилу Михайловичу Цховребову (1935-2018) состоялось в ЦИАМ 3 декабря 2020 года, в день 90-летия Института.

Памятную доску установили на стене здания, в котором располагается отделение "Авиационные двигатели". Четверть века - с 1982 по 2007 год - этим легендарным отделением, задающим направления тематики научных исследований ЦИАМ, причастным к созданию всех отечественных авиадвигателей и прогнозирующим перспективы развития авиадвигателестроения страны, руководил Михаил Цховребов.

- Это очень важное событие и для ЦИАМ, и для всех сотрудников нашего отделения. Сложно переоценить вклад Михаила Михайловича в развитие отечественного двигателестроения, - прокомментировал продолжатель его дела, современный руководитель отделения Александр Луковников, открывший торжественную церемонию.

Уверенно идти вперед может только тот, кто помнит и чтит свою историю, отметил в своем выступлении генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин.

- Очень важно развивать и продолжать дело наших выдающихся предшественников, сохранять память о них и передавать ее молодому поколению, вдохновляя его на собственные творческие свершения, - подчеркнул он.

О профессиональном пути Михаила Цховребова рассказал заместитель генерального директора по науке Александр Ланшин, руководивший отделением "Авиационные двигатели" с 2008 по 2015 год.

Михаил Михайлович пришел на работу в ЦИАМ в 1959 году после окончания МВТУ им. Н.Э. Баумана. До того, как стать "главным по двигателям", трудился сначала инженером, потом начальником сектора, начальником отдела, заместителем начальника отделения. По его инициативе в ЦИАМ был создан экспериментальный турбопрямоточный двигатель, на котором был проведен комплекс уникальных экспериментальных исследований воздушно-реактивных двигателей принципиально новой схемы. С середины 1970-ых, в период бурного подъема отечественного авиастроения, М.М. Цховребов начал и возглавил работы по прогнозированию перспектив развития авиационного двигателестроения в нашей стране, активно участвовал в разработке и реализации государственных программ его развития. В тесном сотрудничестве с ОКБ были проведены работы по модернизации двигателей 4 поколения и расчетно-конструкторские проработки двигателей 5 поколения. Выполненные под его руководством и при его личном участии исследования позволили определить облики двигателей новых поколений, оценить эффективность их применения на летательных аппаратах, заложить солидную базу для разработки научно-технического задела в обеспечение создания этих двигателей.

- До последних дней жизни Михаил Михайлович оставался творцом. Это подлинный пример ученого - не теоретика, а практика, ученого-созидателя, - сказал Александр Ланшин.

Воспоминаниями о совместной работе с Михаилом Цховребовым поделились В.И. Солонин, долгое время работавший первым заместителем начальника ЦИАМ; заместитель генерального директора - начальник исследовательского центра "Авиационные двигатели" Виктор Марков; заместитель генерального директора - директор исследовательского центра "Динамика, прочность, надежность" Юрий Ножницкий; начальник сектора Юрий Эзрохи. Они рассказали о человеческих качествах Цховребова: честности, порядочности, принципиальности, готовности помочь, высочайшем уровне ответственности и преданности своему делу, в которое он, говоря словами Юрия Эзрохи, "вкладывал душу".

- Четверть века руководить головным подразделением ведущего научного института страны по авиационным двигателям - это серьезная ответственность, - отметил Юрий Ножницкий.

В заключение церемонии присутствующие возложили цветы к мемориальной доске Михаила Цховребова.

ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года №326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав Центра входят следующие федеральные государственные унитарные предприятия:

  • Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (г. Жуковский, Московская область);
  • Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (г. Москва);
  • Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (г. Москва);
  • Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск);
  • Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (пос. Белозерский, Московская область).

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ЦИАМ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 8 декабря 2020 года | Дайджест публикаций за 8 декабря 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости