Автор: Денис Ильин
Опубликовано: 08.12.2020, 12:59
 

Старый конь борозды не портит или почему штурмовик A-10 Thunderbolt II может конкурировать с F-35?

Все "Бородавочники", выпуск которых завершился в 1984 году, останутся в строю. Конгресс запретил ВВС США консервировать штурмовики A-10 Thunderbolt II


[image]

Очередная попытка американских ВВС высвободить бюджет отправкой на хранение части устаревших машин провалилась. Конгресс заблокировал намерения военных списать часть штурмовиков A-10 Thunderbolt II. Если законопроект одобрят, американские ВВС рискуют недополучить средства на модернизацию современных самолетов.

В бой идут старики?

В этот четверг Конгресс США получил окончательную версию законопроекта об обороне на 2021 финансовый год. Ожидается, что законопроект будет одобрен, пишут авторы Defense News, и это обстоятельство беспокоит руководство ВВС США.

Военные планировали сократить парк "Тандерболтов" на 44 машины (примерно три эскадрильи), оставив в строю 237 самолетов для задач ближней воздушной поддержки. Но в Конгрессе решили, что ни один из 281 самолетов не будет отправлен на хранение. Что примечательно, это не первая попытка американских ВВС отказаться от штурмовиков в пользу финансирования программы F-35. В 2014 году Министр ВВС США Дебора Ли Джеймс отметила, что A-10 не могут эффективно применяться в условиях применения современных средств ПВО, а отказ от них поможет сэкономить до $4 млрд в год. Тем не менее, самолету нашли "работу" на территории Сирии, и Ирака в ходе операции "Приливная волна 2".

Война за "Бородавочников"

Штурмовик A-10 был разработан в 1970-х как самолет непосредственной авиационной поддержки. "Тандерболт" предназначался для борьбы с советской бронетехникой на равнинной части Европы, но с первых дней применения A-10 подвергся критике из-за ограниченной функциональности. Уже в 1990-м Конгресс рассматривал перевод штурмовиков в состав Армии, но решение отменили после успеха входе войны в Персидском заливе. Считается, что эти самолеты уничтожили свыше 1000 единиц иракских артиллерийских орудий, и до тысячи танков.

Былые заслуги забылись в 2010-х - Конгресс и ВВС США придерживались мнения, что узкоспециализированный самолет является переизбытком прошлого, а поддержку могут обеспечить ударные дроны, и многоцелевые истребители с высокоточным оружием. Командование военно-воздушных сил также отмечало, что "Бородавочник" уязвим для современных средств ПВО.

В 2015 году ВВС США запланировали поэтапный перевод задач авиационной поддержки на истребители F-16 и F-15E, которые в дальнейшем на этой роли заменит F-35. Более того, компания Boeing начала планирование продажи парка A-10 иностранным клиентам. Но ВВС США снова изменило свое мнение - в январе 2016 года было объявлено о заморозке планов по отказу от "Тандерболтов". Это решение было продиктовано переоценкой способностей по производству F-35, и успешным применением A-10 в контртеррористических операциях в Ираке и Сирии.

Есть ли смысл?

Сторонники использования "классических" A-10 в американских ВВС отмечают, что бронирование и вооружение "Тандерболта" превосходит таковое на F-35. В 2012 году военные эксперты пришли к выводу, что F-35 не сможет выполнить такое количество боевых вылетов как A-10 - из-за сложности и дороговизны технического обслуживания.

Кроме того, ВВС США использует A-10 в поисково-спасательных миссиях для сопровождения вертолетов в опасных зонах. Здесь низкая скорость и разнообразный арсенал "Бородавочника" являются преимуществом, а бронирование позволяет с меньшим риском обеспечивать ситуативное прикрытие на минимальной высоте.

В интервью журналу "National Defense Magazine" бывший пилот "Тандерболта" отметил, что 30-мм пушка самолета является неуязвимой для средств радиоэлектронной борьбы, которые могут исключить применение высокоточных бомб и ракет. При этом, F-35 обладает современными датчиками, которые несовместимы с "Тандерболтом" - это может компенсировать недостаток живучести. Более того, дальность штурмовика значительно уступает истребителям.

Важно заметить, что преимущества "Бородавочника" в защищенности и дешевизне возможно реализовать только при недостатке современных средств ПВО у противника. Это доказывают успехи A-10, который был наиболее результативным в Ираке, Афганистане, и Сирии - в условиях воздушного превосходства. Иначе говоря, сегодня штурмовик Холодной войны превратился в "антитеррористический самолет", а его первоначальные задачи переложили на истребители.

Так, с 2001 года 80% задач непосредственной авиационной поддержки ВВС США выполняли посредством многофункциональных самолетов. А если учесть, что самому новому Thunderbolt II исполнилось 36 лет, то вопрос отказа можно предоставить времени, которое когда-то отправит "Бородавочников" на пенсию.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 декабря 2020 года | Дайджест публикаций за 8 декабря 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости