Автор: Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
Опубликовано: 16.12.2020, 09:27
 

"Возвращает страну в высшую лигу авиации": каково значение полета лайнера МС-21 с отечественными двигателями ПД-14


[image]

В Иркутске состоялся первый полет отечественного пассажирского лайнера МС-21-310 с двигателями ПД-14. Глава Минпромторга Денис Мантуров назвал это событие результатом последовательной государственной политики в области развития высокотехнологичного сектора. А генеральный директор корпорации "Ростех" Сергей Чемезов заявил, что Россия возвращается в "высшую лигу мировой авиации". Ранее МС-21 оснащался американскими агрегатами PW1400G. Как считают эксперты, появление высокоэффективных установок ПД-14 и ряда других отечественных комплектующих окончательно оградит российское самолетостроение от любых санкционных рисков.

На аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет пассажирского лайнера МС-21-310 с новыми российскими двигателями ПД-14. Об этом сообщает пресс-служба Минпромторга. Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Василия Севастьянова, Андрея Воропаева и инженера Александра Соловьева.

Машина находилась в воздухе 1 час 25 минут. Полетное задание предусматривало проверку режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости лайнера, а также функционирования его систем.

"В конце ноября во время посещения завода ПАО корпорации "Иркут" мы с коллегами инспектировали подготовку нового МС-21. Тогда же мы обговаривали первый полет МС-21-310 с новым двигателем ПД-14 до конца этого года. А сегодня видим в действии результат последовательной государственной политики в области развития высокотехнологичных отраслей", - заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.

Полет МС-21 с российскими силовыми установками министр назвал результатом труда десятков тысяч человек. По словам Мантурова, в России сформировалось "новое поколение конструкторов и производственников".

В свою очередь, генеральный директор корпорации "Ростех" Сергей Чемезов отметил, что МС-21 с российским двигателем позволит вернуть Россию в "высшую лигу мировой авиации".

"Этот полет - результат объединения двух важнейших программ гражданского авиастроения России: самолета МС-21 и двигателя ПД-14. Усилиями ученых, конструкторов, инженеров, рабочих создается лайнер нового поколения, который возвращает нашу страну в высшую лигу мировой авиации", - сказал Чемезов.

МС-21 ("Магистральный самолет XXI века") - семейство новейших российских узкофюзеляжных лайнеров. Первый полет опытный образец этой машины совершил в мае 2017 году с двигателями PW1400G американской компании Pratt & Whitney.

В ближайшее время основным эксплуатантом МС-21 станет "Аэрофлот". Ранее компания заключила твердый контракт на производство 50 машин и опцион на 35 единиц. Как заявил Мантуров в сентябре в интервью газете "Известия", в общей сложности "сверстаны заказы на 170 машин". По словам министра, первые поставки самолетов намечены на конец 2021 года.

Превосходство над аналогами

Как ожидают в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), МС-21 станет одним из лучших лайнеров в своем классе за счет интеграции самых современных технологических решений в области аэродинамики, двигателестроения, бортовых радиоэлектронных систем.

"От аналогов самолеты МС-21 будут отличаться уменьшенной массой пустого самолета, обеспеченной использованием композиционных материалов и перспективных металлических сплавов в сочетании с внедрением бортовых систем нового поколения, более совершенной аэродинамикой, использованием перспективного двигателя. Эти и другие усовершенствования позволят существенно снизить расход топлива по сравнению с аналогами", - говорится в материалах ОАК.

Характеристики эмиссии двигателей МС-21 будут соответствовать требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO). Более того, в расчете на одно пассажирское кресло российский лайнер будет выбрасывать в атмосферу на 15-25% меньше СО2, чем эксплуатируемые в настоящее время аналоги.

Большое внимание разработчики МС-21 уделили обеспечению комфорта пассажиров, в том числе клиентов с ограниченными возможностями. Так, российский лайнер превзойдет зарубежные аналоги по ширине прохода между креслами, что позволит двум пассажирам свободно расходиться и не блокировать движение людей по самолету при использовании тележек бортпроводниками.

Конструкторы увеличили естественную освещенность салона благодаря установке больших иллюминаторов и специальному дизайну интерьера. Кроме того, МС-21 может похвастаться улучшенным микроклиматом и сниженным уровнем шума.

На сегодняшний день лайнер планируется выпускать в двух версиях: МС-21-200 (130-176 мест) и МС-21-300 (160-211 мест). Максимальный объем топлива для обеих машин составляет 20,4 т, дальность полета - 6,4 тыс. км и 6 тыс. км соответственно.

В перспективе на рынок может выйти третья, самая крупная модификация отечественного лайнера под обозначением МС-21-400. На нее будет устанавливаться двигатель ПД-16, представляющий собой более мощный вариант ПД-14.

Последнее время отечественная промышленность активно работает над ликвидацией зависимости от импортных элементов, которые используются при производстве семейства МС-21. В частности, в особой экономической зоне "Алабуга" (Татарстан) запущено производство нити, волокна и препреги, которые используются для изготовления композитного крыла пассажирского лайнера.

"Российские композиты, пришедшие на смену иностранным, в ходе испытаний подтвердили свои характеристики, и корпорация "Иркут" уже приступила к выпуску серийных деталей и агрегатов на их основе", - говорится на сайте "Ростеха".

Также уфимское объединение холдинга "Технодинамика" изготовило опытный образец аварийного синхронного генератора для системы электроснабжения МС-21. Данный агрегат предназначен для преобразования механической энергии в электрическую с помощью специального винта, совершающего до 14 тыс. оборотов в минуту. Максимальная мощность машины достигает 23 кВА (киловольт-ампер).

В беседе с RT исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев предположил, что вопрос импортозамещения комплектующих для МС-21 будет окончательно закрыт в середине 2020-х годов с завершением соответствующих опытно-конструкторских работ.

"Это даст возможность утверждать, что, во-первых, программа МС-21 не имеет санкционных рисков. Во-вторых, российская промышленность способна беспрепятственно производить лайнеры. В итоге перевозчики смогут обновить свой парк, используя самые современные, комфортные, топливоэффективные воздушные суда. События весьма позитивные и весьма многообещающие", - пояснил Пантелеев.

Важным достижением эксперт назвал успешную примерку двигателей ПД-14 на МС-21. По его словам, в ходе начавшихся летных испытаний отечественный агрегат должен подтвердить свои характеристики в составе силовой установки самолета.

ПД-14 - первый с момента распада СССР турбовентиляторный самолетный двигатель, созданный в России. В 2018 году агрегат получил от Росавиации сертификат, подтверждающий готовность изделия к серийному производству и эксплуатации. Производятся установки на предприятии АО "ОДК - Пермские моторы".

К достоинствам ПД-14 относят экономичный расход топлива, высокие экологические характеристики, относительно низкие эксплуатационные расходы. По подсчетам специалистов "Ростеха", стоимость жизненного цикла двигателя будет меньше на 15-20% по сравнению с современными аналогами.

Залогом успеха ПД-14, как считают в госкорпорации, является применение уникальных технологий и материалов. Например, в конструкции агрегата используются отечественные сплавы титана и никеля, а также полимерные композиты, которые облегчают массу двигателя и снижают уровень шума.

"ПД-14 разрабатывался на основе проверенных временем конструкторских решений с применением современных технологий. При этом ставилось условие использовать только отечественные материалы. Конструкторами было разработано и внедрено 16 ключевых технологий, например, лопатки турбины из легчайшего интерметаллида титана или продвинутая система охлаждения, позволяющая турбине работать при температуре до 2000 К (1726,85 °C. - RT)", - отмечают в "Ростехе".

"Прорывной проект"

Олег Пантелеев полагает, что появление ПД-14 защитит отечественный пассажирский лайнер от методов недобросовестной конкуренции со стороны западных государств. При этом, как рассуждает эксперт, Россия не станет полностью отказываться от американского агрегата - МС-21 будет предлагаться заказчикам машины как с двигателями PW1400G, так и с ПД-14.

"Мы знаем, что уже есть контракты на самолеты и с тем, и с другим типом двигателя. Тут сохраняется конкуренция между производителями силовых агрегатов, и каждый из них должен будет доказывать эксплуатантам, что его продукт лучше. При этом российская сторона дает понять, что по стоимости эксплуатации, включая расходы на авиационное топливо и техническое обслуживание, ПД-14 выглядит предпочтительнее", - говорит Пантелеев.

В комментарии RT заслуженный летчик РФ генерал-майор Владимир Попов заявил, что по совокупности характеристик российский двигатель в процессе эксплуатации должен доказать свое преимущество над детищем Pratt & Whitney. Первый полет МС-21 с ПД-14 эксперт назвал большим успехом российской промышленности на пути к полноценному импортозамещению.

"Практически все детали и части конструкции МС-21 должны изготавливаться только на российских предприятиях и только с помощью российских технологий. ПД-14 - ключевой элемент в лайнере на этом пути. Сейчас важно наладить серийное производство этого высокоинтеллектуального продукта. Этот процесс подтянет за собой и другие отрасли и окажет в целом положительный эффект на развитие науки и промышленности России", - пояснил Попов.

Эксперт убежден, что поставки МС-21 с ПД-14 позволят вытеснить из парка отечественных авиаперевозчиков значительное количество машин компаний Boeing и Airbus. Кроме того, как считает Попов, семейство российских лайнеров, скорее всего, будет пользоваться коммерческим успехом за рубежом.

"Мы восстанавливаем свою линейку гражданской авиации. На этом поприще МС-21 - один из прорывных проектов, выполненный по нашим технологическим картам. Самолет, как я думаю, выстрелит в настоящее время и будет перспективным проектом, востребованным не только в России, но и в других регионах - СНГ, Китае, Индии, Вьетнаме, Латинской Америке и в африканских государствах", - прогнозирует Попов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 декабря 2020 года | Дайджест публикаций за 16 декабря 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости