Автор: Александр Иудин
Опубликовано: 21.12.2020, 10:23
 

Песня о "Соколе": как нижегородский авиазавод повлиял на развитие региона


[image]

Новый пассажирский российский самолет Ил‑114-300 совершил первый полет. Эксперты называют это событие прорывом в отечественной авиации. Этого полета представители отрасли ждали почти 30 лет. И к разработкам, к сегодняшнему успеху самым непосредственным образом причастен нижегородский авиазавод "Сокол". Его историю мы и начинаем разбирать в рамках нашей постоянной рубрики, основанной на публикациях в федеральных СМИ.

За семью печатями

В годы советской власти Горьковская область традиционно была закрытой, режимной, секретной территорией.

Причина этого понятна: со времен Великой Отечественной войны здесь развивались и успешно функционировали оборонные отрасли промышленности. Одним из таких предприятий был 21‑й завод, ныне завод "Сокол".

Новые времена, пришедшие с начала 1990‑х годов, кардинально изменили ситуацию, и "завод "Сокол", снабжавший армию самолетами МиГ‑29 и МиГ‑31, был государственным и абсолютно закрытым. Насчет закрытости, собственно, и сейчас ничего не изменилось: на проходной завода вас встречает предупреждение о запрете проносить на территорию фотоаппараты, приемники, магнитофоны и прочую потенциально шпионскую технику. Зато быть совладельцем ставшего акционерным обществом завода теперь может любой" (журнал "Коммерсантъ. Деньги", 19.07.1995).

В один МиГ

Первые статьи в федеральной прессе об этом заводе появились в 1993 году - в период перевода промышленности на мирные рельсы. В газете "Коммерсантъ" вышла статья о разработке нового грузопассажирского самолета МиГ‑110 в качестве летающего рефрижератора: "Проект отличает четкая ориентация на конкретного потребителя: на рынке местных перевозок, в особенности в районах с неразвитой инфраструктурой, самолет будет более эффективным, чем автотранспорт… Он управляется экипажем из двух человек и может перевозить 5 тонн груза или 35 пассажиров".

Причина разработки связана с процессами конверсии в России и резко сократившимися военными заказами. В тот период с конверсией связывали большие надежды. "По оценкам специалистов фирмы, емкость только внутреннего рынка МиГ‑110 к концу десятилетия составит несколько сотен машин. Серийное производство самолета будет налажено на авиастроительном заводе "Сокол" в Нижнем Новгороде" ("Коммерсантъ", 05.03.1993).

К вопросу выпуска этого самолета на авиазаводе "Сокол" возвращались в 1997 году, и тогда завод начал изготовление первого прототипа, но эта тема в федеральной прессе больше не освещалась.

Разговоры о конверсии не получили своего практического воплощения, и в 1994 году "нижегородская внешнеэкономическая компания "Волжская инновационная корпорация" получила статус регионального отделения государственного концерна "Росвооружение" и право экспорта комплектующих к военной технике, производимой оборонными предприятиями Нижегородской области.

Структуры, подобные АО "Волжская инновационная корпорация", были созданы и в других регионах России в связи с тем, что в стране набирало силу стремление восстановления своих позиций на мировом рынке оружия, а это возможно лишь при поддержке государственных структур.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 декабря 2020 года | Дайджест публикаций за 21 декабря 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Нижегородская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости