О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Машина завтрашнего дня": как появление новых самолетов-заправщиков Ил-78М-90А расширит возможности ВКС РФ

Минобороны России заключило контракт на поставку первой партии самолетов-заправщиков Ил-78М-90А. Предприятие-производитель АО "Авиастар-СП" поставит военным десять новейших самолетов, созданных на базе военно-транспортного Ил-76МД-90А

Минобороны России заключило контракт на поставку первой партии самолетов-заправщиков Ил-78М-90А. Предприятие-производитель АО "Авиастар-СП" поставит военным десять новейших самолетов, созданных на базе военно-транспортного Ил-76МД-90А. Как отмечают разработчики, в случае необходимости новая машина может выполнять транспортные функции и даже применяться для тушения пожаров. Ил-78М-90А обладает повышенной грузоподъемностью и дальностью, он способен заправлять одновременно два самолета в воздухе или четыре на земле. По мнению экспертов, появление в составе ВКС России таких машин значительно расширит возможности дальней боевой авиации.

В рамках государственного контракта Министерство обороны РФ подписало договор с АО "Авиастар-СП" (Ульяновск) на поставку десяти новых самолетов-заправщиков Ил-78М-90А. Об этом сообщается на сайте компании-производителя и на сайте губернатора и правительства Ульяновской области.

Подписание договора состоялось на ульяновском предприятии, завод "Авиастар-СП" входит в дивизион транспортной авиации ПАО "ОАК" (Объединенная авиастроительная корпорация) госкорпорации "Ростех". Документ был подписан заместителем министра обороны России Алексеем Криворучко и первым заместителем генерального директора ПАО "ОАК", управляющим директором ПАО "Ил" Сергеем Ярковым.

Комментируя соглашение, Алексей Криворучко отметил, что ульяновский завод "выходит на ритмичное серийное производство".

"Предприятие обеспечено заказами Министерства обороны на долгосрочную перспективу, и сегодня подписан очередной государственный контракт на поставку десяти перспективных самолетов-заправщиков Ил-78М-90А для нужд Министерства, что еще более упрочит финансово-экономическое положение предприятия и обеспечит дополнительными рабочими местами Ульяновскую область", - цитирует пресс-служба правительства Ульяновской области замминистра обороны.

Универсальный солдат

Напомним, строительство первого опытного образца самолета-заправщика Ил-78М-90А было начато в феврале 2015 года. Перспективный самолет был разработан конструкторами ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина".

Опытно-конструкторские работы по созданию перспективного самолета велись в рамках контракта с Минобороны. Ил-78М-90А стал первым самолетом-топливозаправщиком, построенным в России. Ранее все самолеты серии Ил-78 производились в Узбекистане бывшим Ташкентским авиационным производственным объединением имени В.П. Чкалова ("ТАПОиЧ"). В 2012 году предприятие было переименовано в "Ташкентский механический завод".

Ил-78М-90А был разработан на базе самолета Ил-76МД-90А - основного тяжелого военно-транспортного самолета российских ВКС. Это тоже достаточно новая машина - первый экземпляр Ил-76МД-90А был построен в 2011 году.

По требованию Минобороны самолет-заправщик сохранил возможность использования Ил-78М-90А в качестве транспортного самолета. Для этого в его конструкции были сохранены рампа (устройство, позволяющее проводить погрузочно-разгрузочные работы на самолете. - RT) и десантное оборудование.

Также самолет можно использовать для тушения пожаров. Конструкторы предусмотрели возможность установки на Ил-78М-90А оборудования для пожаротушения.

При этом заправщик обладает большими возможностями по своему основному предназначению. На Ил-78М-90А предусмотрена установка дополнительных емкостей для топлива внутри грузовой кабины, а также подвесных агрегатов заправки.

Как отмечают эксперты, такая универсальность позволяет в случае необходимости использовать машину для решения самых разных задач.

"Самолетов с таким набором возможностей существует немного. Подобная конвертируемость позволяет выполнять различные миссии: не только заправлять самолеты, но и перевозить грузы и личный состав", - отметил в комментарии RT военный эксперт Юрий Кнутов.

"Новые решения"

Предполагается, что самолет Ил-78М-90А станет основным заправщиком для самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации.

Такой самолет способен заправлять в воздухе одновременно два самолета фронтовой авиации - такие как Су-27 или МиГ-29. Заправка самолетов такого типа проводится с помощью агрегатов, установленных на крыле.

Самолеты дальней и специальной авиации могут заправляться при помощи хвостового агрегата заправки Ил-78М-90А. В этом случае речь также идет о воздушной заправке. При этом заправка топливом может проводиться и днем, и ночью.

Находясь на земле, Ил-78М-90А способен заправлять топливом одновременно четыре самолета.

Как пояснил в беседе с RT заслуженный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов, такая возможность появилась у самолета благодаря дополнительным системам топливной автоматики.

"Одновременную заправку в воздухе двух самолетов достаточно легко реализовать технически, но трудно психофизически. Для летчиков самолетов-заправщиков сложно выдерживать заданный режим полета, но автоматика помогает в данном случае", - отметил эксперт.

Новый топливозаправщик оснащен четырьмя турбореактивными двигателями нового поколения ПС-90А-76.

Как сообщается на сайте ОДК "Пермские моторы", двигатели ПС-90А-76 были сертифицированы в 2003 году, серийное производство началось на ПМЗ с 2004 года. Договор о поставке двигателей для Ил-78М- 90А был подписан в 2013 году.

По словам экспертов, именно новым российским двигателям Ил-78М-90А обязан своей повышенной грузоподъемностью и дальностью полета.

"Те улучшенные характеристики, которыми обладает Ил-78М-90А, во многом связаны именно с установкой на него двигателей нового поколения. Сегодня в России есть технологическая платформа для создания мощных, эффективных моторов", - пояснил Юрий Кнутов.

Похожей точки зрения придерживается и Владимир Попов. По словам эксперта, улучшенные характеристики нового самолета связаны как с двигателями, так и с новой авионикой, автоматикой, модернизированным фюзеляжем и крыльями.

"Благодаря новым конструкторским решениям эффективность машины повысилась", - добавил эксперт.

Незаменимая роль

Помимо современных двигателей, Ил-78М-90А оснащен обновленным пилотажно-навигационным комплексом и так называемой стеклянной кабиной.

Система "стеклянная кабина" - это усовершенствованная панель управления с использованием цифровых дисплеев вместо традиционных датчиков. Такая система позволяет экипажу самолета быстрее ориентироваться в ситуации и контролировать многие системы нажатием одной кнопки. Применение "стеклянной кабины" повышает точность показаний, получаемых пилотами, а также оптимизирует расходы на обслуживание самолетов и повышает безопасность полетов.

Первый полет образца перспективного самолета Ил-78М-90А состоялся в январе 2018 года. Широкой публике топливозаправщик был представлен во время авиасалона МАКС-2019.

Как ранее отметил в интервью RT конструктор ПАО "Ил" Николай Таликов, такой самолет, как Ил-78М-90А, нужен для обеспечения дальних перелетов военно-транспортной, бомбардировочной и истребительной авиации. Речь может идти, к примеру, о стратегических бомбардировщиках Ту-160, которые летают на дальность порядка 10 тыс. км без посадок. Отметим, что в сентябре 2020 года самолеты ВКС России Ту-160 поставили рекорд, совершив беспосадочный полет на расстояние 20 тыс. км.

По мнению экспертов, появление в составе ВКС России новых топливных заправщиков серьезно укрепит обороноспособность и потенциал армии.

"Самолет Ил-78М-90А - это машина не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего. В целом расширение парка воздушных танкеров увеличивает возможности дальней ракетоносной авиации. Роль самолетов-заправщиков очень важна. Именно они позволяют действовать и выполнять задачи дальней авиации", - отметил Юрий Кнутов.

Как пояснил, в свою очередь, Владимир Попов, самолеты-заправщики играют важную роль в составе ВКС.

"Например, без них не может обойтись дальняя и фронтовая авиация. Именно топливные заправщики позволяют оперативно увеличить радиус действия ударных группировок и дальность выполнения операций", - подытожил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка