Опубликовано: 23.12.2020, 12:05
 

На страже рубежей: интервью с командующим дальней авиацией ВКС России Сергеем Кобылашем


[image]

Сергей Кобылаш дал большое интервью "Звезде" к 106-летию дальней авиации.

- 23 декабря дальней авиации России исполняется 106 лет. Расскажите, пожалуйста, какова структура дальней авиации? Какая техника стоит на вооружении и какие вопросы решает дальняя авиация сегодня?

- Дальняя авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец" - первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры 23 декабря 1914 года утвердил император Николай II. Начальником эскадры стал генерал-майор Шидловский М.В.

Сегодня развитие боевой авиации - важнейшее направление военной политики государства, которое уделяет приоритетное внимание подготовке высококлассных специалистов, оснащению дальней авиации самыми современными образцами техники.

Командование дальней авиации - это объединение Воздушно-космических сил России, которое является средством Верховного Главного командования, способным гибко реагировать на изменения военно-политической и стратегической обстановки в мире

Структура командования дальней авиации за последние годы изменений не претерпела. Сегодня на вооружении стоят: стратегические ракетоносцы (Ту-160, Ту-95МС), дальние бомбардировщики (Ту-22М3), самолеты-заправщики (Ил-78) и другие типы авиационной техники.

- Одной из задач, выполняемых дальней авиацией, является воздушное патрулирование. В чем специфика мероприятия? Как проходит взаимодействие в воздухе с летчиками иностранных государств, сопровождающих самолеты дальней авиации ВКС России?

- Дальняя авиация регулярно выполняет полеты на воздушное патрулирование. Как правило, полеты стратегических ракетоносцев обеспечивают самолеты-заправщики, что позволяет увеличить пространственные и временные показатели боевых возможностей сил (средств), назначенных к выполнению задач стратегического сдерживания.

Специфика воздушного патрулирования заключается в выполнении полетов за пределами территориальных вод в воздушном пространстве над открытым морем с выполнением попутной и встречной дозаправок топливом в полете, при этом основные усилия, сосредоточены на обеспечении высокого уровня безопасности полетов воздушных судов. Все это, безусловно, требует от наших экипажей знаний и навыков, профессионального мастерства и высокой летной выучки.

Все полеты осуществляются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства.

- Недавно экипажи Ту-160 обновили рекорд по продолжительности беспосадочного полета. Как проводилась подготовка к такому мероприятию? Как оцените работу экипажей при выполнении данного полета?

- При проведении полетов, особенно длительных, важно все: состояние авиационной техники, подготовка экипажа (слаженность, выучка, физическое и психологическое состояние). Подготовка экипажей проводилась не только за штурвалами боевых самолетов, но и в штабах, где уточнялись все обеспечивающие мероприятия (место, время, действия). Проходила также отработка экипажами всех возможных нештатных ситуаций на тренажере.

Полет двух Ту-160 проходил над нейтральными водами центральной части Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Карского моря, Моря Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Баренцева морей. Ракетоносцы взлетели и сели на аэродроме Энгельс.

Несомненно, экипажи сверхзвуковых стратегических ракетоносцев Ту-160, пробыв в воздухе 25 часов 25 минут и преодолев около 20 тысяч километров, в полном объеме справились со всеми поставленными задачами. Одной из которых была дозаправка в воздухе. С приемом максимального количества топлива в воздухе экипажи справились на "отлично", совершив 3 дозаправки в воздухе, приняв от 6-ти самолетов Ил-78 более 130 тонн.

Столь продолжительный полет позволил не только проверить возможности экипажей действовать в различных климатических и иных сложных условиях, но и оценить работу авиационной техники при полете на высокую дальность.

- Какие модернизированные образцы техники поступают сегодня в состав дальней авиации? В чем особенность данных типов в сравнении с предыдущими образцами техники? Какие самолеты планируется поставлять в дальнюю авиацию в ближайшем будущем?

- Процесс перевооружения строевых стратегических ракетоносцев и дальних бомбардировщиков дальней авиации на современные образцы техники и вооружения происходит в соответствии с планом.

Так, при модернизации самолета Ту-95МС, планер самолета и некоторые другие агрегаты останутся неизменны. Однако часть устаревшего радиоэлектронного оборудования будет заменена новыми приборами: существующую радиолокационную станцию заменит новая, чьи характеристики в разы выше предшественника. Также в самолетах установят модернизированный бортовой комплекс обороны.

Для повышения летных характеристик самолеты будут оснащены улучшенными авиационными двигателями и получат новые воздушные винты, что повысит экономичность, увеличит дальность полета и боевой радиус самолета.

Одной из главных целей модернизации, несомненно, является оснащение самолетов новейшим вооружением. Новый прицельно-навигационный комплекс, устанавливаемый на самолет в ходе модернизации, полностью совместим с перспективными ракетами и выполняет все необходимые операции при их применении.

Также в соответствии с принятым решением продолжается разработка ПАК ДА. Перспективный авиационный комплекс - это абсолютно новый уровень техники с выдающимися летными и техническими характеристиками, не типичной для наших самолетов аэродинамической схемой, современными авиационными двигателями, глубокой интеграцией интеллектуальных систем, не имеющих аналогов в мире.

- В декабре 2017 года состоялся перелет наших стратегических ракетоносцев Ту-95МС на аэродром Биак Республики Индонезия. Не могли бы Вы рассказать об этой операции? Зачем это было нужно? С какими трудностями столкнулись пилоты в ходе выполнения операции? В чем специфика полетов над южной частью Тихого океана?

- Действительно, в декабре 2017 года 2 самолета Ту-95МС с обеспечивающими силами выполнили полеты с дозаправкой топливом в воздухе в отдаленных районах Азиатско-Тихоокеанского региона и впервые произвели посадку на аэродроме Биак Республики Индонезии.

Мы давно практикуем подобные полеты в разные регионы мира. Это позволяет решить широкий круг задач - от проверки надежности работы техники в различных климатических и географических условиях, подготовки экипажей к работе в нестандартной обстановке, до расширения возможностей военного и экономического сотрудничества в различных регионах мира и повышения международного престижа России.

Особенностью выполнения полета в республику Индонезия была подготовка экипажей к выполнению полетов в южной части Тихого океана, большая продолжительность полета над его акваторией, в условиях южных широт. Также в рамках перелета экипажами дальней авиации была отработана посадка на новый аэродром в сложных погодных условиях с учетом специфики местных радиотехнических средств и управления.

Полет проходил в районах сильной грозовой деятельности с высокой облачностью. Перед экипажами стояла задача выбора оптимального маршрута полета на заданной высоте с учетом обхода зон грозовой деятельности, что требовало от летного состава профессионального мастерства в самолетовождении и навигации. Посадка на аэродроме Биак выполнена в условиях ограниченного использования радиотехнических средств аэродрома с учетом особенностей управления. Но наши экипажи, преодолев все трудности, с честью и достоинством выполнили поставленную задачу.

- В какие регионы еще выполнялись полеты экипажами дальней авиации за последние годы? Как проявили себя летный и инженерно-технический состав, авиационная техника? Удалось ли выполнить поставленные задачи?

- Дальняя авиация регулярно расширяет регионы своего присутствия. За последние три года наши экипажи выполняли перелеты с дружественным визитом в Южно-Африканскую Республику, Боливарианскую Республику Венесуэла, Республику Индонезия.

В 2019 году впервые были выполнены полеты в ЮАР.

В международном дружественном визите в ЮАР приняли участие авиационная тактическая группа командования дальней авиации (2 самолета Ту-160 с обеспечивающими силами и самолетами сопровождения Ан-124 "Руслан" и Ил-62) и представители военной делегации ВС РФ, летный и инженерно-технический состав.

Кроме того в 2019 году впервые выполнено совместное воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС ВКС РФ и китайских самолетов Хун-6К ВВС НОАК над акваторией Восточно-Китайского моря. В рамках полетов экипажами дальней авиации были отработаны порядок взаимодействия с авиацией ВВС НОАК по порядку встречи, сбора общего боевого порядка и выполнения задачи. Построение единого боевого порядка и взаимодействие экипажей в воздухе проходили по установленной схеме с ведением радиообмена на английском языке и под управлением российского самолета радиолокационного дозора и наведения А-50.

Среди задач международных дружественных визитов в Венесуэлу и ЮАР можно выделить подготовку летных экипажей к полетам в разных регионах мира, различных метео- и климатических условиях, проверку работоспособности авиационной техники в новых условиях, а также обмен опытом в совершении совместных и дальних полетов, ведении радиообмена и отработка других вопросов взаимодействия.

Повторюсь, что главным условием подобных полетов является обязательное соблюдение международных правил использования воздушного пространства.

- Расскажите, как организована работа по освоению Арктического региона. Какие аэродромы способны принимать самолеты дальней авиации? Как эти аэродромы задействованы в боевой подготовке? Какова специфика выполнения полетов в данном регионе?

- Дальняя авиация работает в Арктике со времен СССР и имеет богатый опыт полетов в сложных полярных условиях. Мы на регулярной основе проводим различные учения и тренировки на северных направлениях, как самостоятельно, так и совместно с другими видами и родами войск ВС РФ.

Арктика, воздушное пространство Северного Ледовитого океана и прилегающих морей, традиционно являлись районами полетов стратегических ракетоносцев дальней авиации.

Начиная с 2017 года к выполнению специальных полетов, решению практических задач в ходе проведения летно-тактических и межвидовых учений с выполнением учебных задач в акватории Берингова моря привлекаются самолеты Ту-22М3, используя при этом аэродром Анадырь.

Освоению аэродрома Анадырь экипажами самолетов дальней авиации предшествовала большая работа по изучению аэронавигационной и климатической обстановки в арктическом регионе, особенностей эксплуатации авиационной техники в условиях низких температур и иных условий.

Результатом работы дальней авиации по освоению Арктического региона я, как командующий дальней авиацией, в целом доволен. Россия имеет самую протяженную арктическую границу и богатый опыт исследований в Арктике, что вместе с системным подходом к освоению региона дает ей неоспоримое преимущество перед другими странами. В том числе в интересах повышения обороноспособности Российской Федерации, командование дальней авиации участвует в дальнейшем освоении новых аэродромов в Арктическом регионе.

- Вы освоили ряд самолетов - летали на Л-29, Су-7, Су-17, Су-17М4, Су-25, Су-30СМ, Су-34, Ан-26 и Ту-160. Выполняете ли Вы сейчас полеты в качестве летчика? Планируете ли расширить этот список каким-либо еще типом техники? Есть ли такое желание?

- Для летчика всегда большая радость освоить новый тип авиационной техники, сравнить и почувствовать новые возможности. Летчик должен летать, поддерживать и постоянно совершенствовать свое мастерство - это смысл его жизни, и я всегда стараюсь использовать имеющиеся возможности подняться в воздух.

Конечно, обязанности командующего дальней авиацией очень многогранны, требуют высокой отдачи и ответственности. Поэтому возможность проводить большое количество времени в воздухе у меня, к сожалению, появляется гораздо реже, чем у летчиков строевых частей. Однако, как командующий дальней авиацией, я стараюсь уделять полетам немалое внимание.

- 8 августа 2008 года "Грач" одного из Ваших боевых товарищей - Олега Молостова - вернулся с 88 пробоинами. Ваш штурмовик был сбит во время третьего боевого вылета и только второй ракетой. Как Вы охарактеризуете живучесть наших самолетов?

- Боевая живучесть - один из краеугольных камней победы в бою. Несомненно, это одна из важнейших характеристик не только авиационной, но и любой другой военной техники.

Богатейший опыт самолетостроения в нашей стране и наличие замечательной плеяды отечественных конструкторов, инженеров и других авиационных специалистов позволили создать такие уникальные образцы авиационной техники, аналогов которым в мире просто нет.

Случаи высокой боевой живучести Су-25 в Афганистане, на Кавказе и в Южной Осетии тому подтверждение. Неприхотливость и простота использования, надежность в бою нашей техники сыскала заслуженное уважение во всем мире. Взять, к примеру, вертолеты Ми-8, стоящие на вооружении более 30 стран мира.

Наша техника широко используется за рубежом и эксплуатанты не спешат ее списывать и заменять на западные аналоги. Кроме того, наша промышленность предлагает широкие возможности для модернизации техники, предел которой еще далеко не исчерпан.

- Не только техника, но и кадры нуждаются в периодическом обновлении. Как Вы можете охарактеризовать молодое поколение пилотов дальней авиации? В чем их подготовка отличается от Вашей подготовки? Как в целом организована подготовка летных кадров, начиная с ВУЗа и заканчивая Центром боевого применения и переучивания?

- Как я уже говорил, основа любого, даже самого лучшего, авиационного комплекса - это люди, которые его эксплуатируют: летчики, штурманы, инженеры и техники, специалисты наземных служб и многие другие, от кого зависит полное раскрытие боевых возможностей.

Подготовка любого авиационного специалиста задача сложная, трудоемкая. Качественная подготовка военных кадров сегодня - задача государственного масштаба.

В системе военных ВУЗов работает большое количество высококвалифицированного преподавательского состава, часто имеющего богатый служебный и боевой опыт. Широко в процесс обучения внедряются современные цифровые технологии, учебные заведения оснащаются современными тренажерными комплексами и компьютерными системами.

В дальнюю авиацию каждый год приходят молодые офицеры с хорошим уровнем подготовки и желанием служить на благо России. В дальней авиации созданы хорошие квартирно-бытовые условия для прохождения службы выпускниками ВУЗов, постоянно совершенствуется инфраструктура военных городков, принимаются меры по трудоустройству членов семей.

Центр боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП и ЛПС) дальней авиации играет немалую роль в становлении авиационного персонала. Главными задачами Центра являются обучение молодых офицеров, получение ими знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте, теоретическом и практическом переучивании авиационного персонала, осуществление дополнительного профессионального образования. Экипажи ЦБП и ПЛС активно участвуют в освоении модернизированной авиационной техники и ее применении.

"Мастерство, Отвага, Достоинство, Честь" - это неотъемлемые качества, присущие не только летному составу, а всем военнослужащим дальней авиации. Командованию важны, как молодые кадры, так и военнослужащие с большим опытом за плечами. Среди "дальников" высоко развита преемственность поколений. Прибывшая молодежь охотно перенимает опыт и традиции, однако и бывалым военнослужащим, зачастую, есть чему поучиться у молодых офицеров.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 23 декабря 2020 года | Дайджест публикаций за 23 декабря 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат телеканалу «Телеканал "Звезда"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости