О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ветераны спасательного дела

О мировом событии в истории пожарной авиации и о своем летном пути рассказал заслуженный летчик РФ, ветеран Московского авиационного центра Михаил Щежин

О мировом событии в истории пожарной авиации и о своем летном пути рассказал заслуженный летчик РФ, ветеран Московского авиационного центра Михаил Щежин.

Михаил Александрович Щежин работал в Московском авиационном центре с 2005 по 2017 гг. До этого служил в Вооруженных силах РФ. За время службы в армейской авиации Михаил Щежин освоил 8 типов вертолетов, подготовил десятки пилотов и инструкторов, разработал основные документы по авиационным работам и технике пилотирования вертолетов. Награжден Орденом "Красной Звезды", медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2 степени. Имеет звание "Заслуженный военный летчик РФ".

Родился Михаил Щежин в Самарской области, недалеко от Сызранского высшего летного училища. Когда Миша учился в 9 классе, на открытый урок по профориентации к нему пришли бывшие выпускники школы - новоиспеченные вертолетчики. Молодые офицеры с энтузиазмом рассказали о небе и вертолетах, поэтому сомнений в будущем выборе специальности не осталось.

"После окончания училища, - делится воспоминаниями Михаил Щежин, - меня распределили в Южную группу войск в Венгрии. Прослужил там 4 года, стал командиром вертолета".

В 1979 году Михаила, как наиболее опытного и подготовленного направили в город Торжок, где был сформирован новый центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации. За время службы в центре Михаил Щежин прошел все должности от командира вертолета до заместителя командира полка. Познакомился и с различной техникой, включая самый большой в мире Ми-26Т.

"В 1990 году мне предложили должность советника командира полка в Анголе, - продолжает Михаил Александрович. - Прослужил я там без малого 2 года и даже успел принять участие в боевых действиях".

После службы в Анголе Михаил был назначен начальником летно-методического отдела и вернулся в центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации. Во время службы в качестве инструктора состоял в пилотажной группе "Беркуты". Занимался изучением всех самых новых модификаций и передовых типов вертолетов с дальнейшим переучиванием на них летного состава. Также готовил летчиков для дальнейшей службы в Афганистане.

"В 2000-2002 гг. я принимал участие в боевых действиях в Чечне, - рассказывает Михаил Щежин. - Затем 7 месяцев был заместителем начальника группы Организации объеденных наций в Сьерра-Леоне".

По окончанию службы, имея за плечами огромный опыт и знание техники, а также навыки инструктора, Михаил пришел на работу в Московский авиационный центр. Уже здесь участвовал в ликвидации различных крупных пожаров на вертолете Ми-26Т: на заводе "Серп и Молот", на Микояновском мясокомбинате, лесных пожаров 2010 года.

"В 2010 году мы летали практически месяц, - вспоминает о Михаил Щежин. - Начиная с рассвета и заканчивая заходом солнца, почти по 14 часов в сутки. Приходилось работать в очень жарких условиях - мало того, что огонь подогревал, так еще и сама температура в августе месяце превышала 30 градусов".

Под руководством Михаила Александровича экипаж Ми-26Т принимал участие в тушении пожара в высотном здании "Москва Сити". Это было знаменательное событие для Московского авиационного центра - впервые в мировой практике, в ночное время, при низких температурах и порывах ветра до 15 м/с огонь ликвидировали с помощью вертолетов!

"Нам первый раз пришлось тушить именно небоскреб, хотя мы ночью уже работали на большой высоте. Плюс ко всему там было три строительных крана, которые не освещались. Их высота достигала 30-50 метров. То есть сам заход был достаточно сложный. Ветер был очень сильный, порывистый. И, конечно, требовалась филигранная техника пилотирования, чтобы сбросить 15 тонн воды точно на очаг возгорания".

Профессиональную работу Московского авиационного центра оценили тогда на самом высоком уровне. После этого события стало понятно, что столице необходимы ночные дежурства пожарных вертолетов, которые вскоре и были организованы специалистами учреждения.

В дальнейшем Михаил Щежин, став помощником директора Московского авиационного центра по организации летной деятельности и обеспечению безопасности полетов, начал участвовать в тушении пожаров уже с земли. Одним из таких происшествий стало ЧС на лакокрасочном заводе в поселке Шишкин Лес в 2016 году. Для его ликвидации было привлечено три вертолета Ка-32А.

"Место пожара находилось в окружении высоковольтных линий, что осложняло его тушение, - комментирует Михаил. - Чтобы точно слить жидкость на очаг возгорания, необходимо было снижаться прямо в эпицентр огня. Для этого организовали двустороннюю устойчивую связь с вертолетами, и экипажи приступили к тушению пожара. Работали больше 2 часов. Все команды выполнялись быстро и четко, а сливы, которые производились на очаг возгорания, попадали точно в цель. Ни единого промаха!"

Сейчас Михаил Александрович на заслуженном отдыхе - пенсионер. Занимается охотой, рыбалкой, сбором грибов и ягод. Не забывает и про Московский авиационный центр, следит за новостями и поддерживает с коллективом дружеские отношения. Руководство регулярно приглашает его на различные встречи и праздники, где Михали Шежин, совмещая приятное с полезным, общается с бывшими коллегами и делится накопленным опытом с молодыми пилотами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка