Автор: Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
Опубликовано: 29.12.2020, 09:29
 

"Черная смерть": как Сергею Ильюшину удалось создать самый массовый самолет Второй мировой войны


[image]

29 декабря 1940 года состоялся первый полет легендарного советского штурмовика Ил-2 под управлением летчика-испытателя Владимира Коккинаки. Эта машина стала самым массовым самолетом Второй мировой войны, и, как полагают историки, внесла огромный вклад в победу над вермахтом. Для своего времени Ил-2 обладал весьма солидным вооружением, которое позволяло уничтожать практически все типы целей. За высокие боевые качества немцы прозвали детище Ильюшина "черной смертью". По мнению экспертов, хотя самолет имел ряд недостатков, они нивелировались высокой надежностью, а также выучкой летного состава.

80 лет назад знаменитый летчик-испытатель Владимир Коккинаки впервые поднял в воздух знаменитый бронированный штурмовик Ил-2, ставший впоследствии самым массовым самолетом Второй мировой войны. В общей сложности советская промышленность выпустила более 36 тыс. единиц этой машины.

"Штурмовик Ил-2 положил начало новому роду фронтовой авиации, став достижением авиационной науки своего времени. В его конструкции была реализована выдающаяся конструкторская идея: Сергей Владимирович Ильюшин заставил броню не только защищать, но и работать вместо обычного каркаса планера, что позволило значительно снизить вес машины", - говорится в материалах ПАО "Ил".

Первоначально Сергей Ильюшин планировал сделать из Ил-2 двухместную машину. При этом руководство СССР настояло на одноместной компоновке, но после начала Великой Отечественной войны промышленность освоила выпуск и двухместной модификации, которая расширила боевые возможности штурмовика.

17 января 1941 года был опубликован приказ наркома авиапромышленности СССР Алексея Шахурина. Документ обязывал предприятия выпускать одноместный Ил-2 с двумя пушками ШВАК (по 200 снарядов на орудие) и двумя пулеметами ШКАС (общий боекомплект 1500 патронов).

Позднее арсенал Ил-2 пополнился более мощными 23-мм пушками МП-6 и ВЯ-23. Бомбовая нагрузка штурмовика оценивалась в 400-600 кг. Для самообороны, помимо стрелкового оружия, экипаж самолета использовал авиационные гранаты, которые сбрасывались на парашютах.

Длина одноместной модификации Ил-2 составляла 11,6 м, размах крыла - 14,6 м, нормальная взлетная масса - 5,31 т, максимальная скорость - 433 км/ч, высота полета - 7800 м, дальность полета - 658 км. Штурмовик оснащался поршневым двигателем АМ-38 мощностью 1575 л. с.

"Ил-2 задумывался как двухместная машина. Выбор в пользу одноместной компоновки был продиктован соображениями экономии, но война расставила все по своим местам: вскоре промышленность начала массово выпускать Ил-2 со стрелком-радистом в задней кабине для обороны задней полусферы", - пояснил в беседе с RT заслуженный летчик РФ Владимир Попов.

"Неизбежный опустошительный удар"

Детище Сергея Ильюшина продемонстрировало высокую эффективность в борьбе практически со всеми типами наземных и надводных объектов. Основными целями Ил-2 становились пехотные подразделения, транспортные средства, мосты и переправы противника, морская артиллерия и вражеские корабли.

В первые годы войны серьезным недостатком штурмовика было отсутствие средств поражения немецких танков, однако ситуация изменилась с появлением в 1943 году противотанковых авиационных бомб ПТАБ-2,5-1,5 конструкции Ивана Ларионова. Несмотря на скромную массу (1,37 кг), данные боеприпасы не оставляли шансов даже тяжелым немецким "Тиграм" и "Пантерам".

Боевое крещение ПТАБ-2,5-1,5 получили 5 июля 1943 года в ходе Курской битвы. Чтобы повысить вероятность поражения бронетанковой техники неприятеля, экипажи Ил-2 в процессе бомбометания создавали огненную полосу шириной примерно 15 м и длиной 70 м при высоте сброса боеприпасов в 75-100 м.

"Пушки Красной армии не брали в лоб броню немецких танков, но сверху их защита была весьма условной, поэтому ее удавалось пробивать небольшими авиационными боеприпасами, а иногда и снарядами из орудий. Налеты эскадрилий Ил-2 стали серьезной угрозой мобильным бронетанковым подразделениям вермахта", - пояснил Владимир Попов.

Как отмечают эксперты, успешные действия штурмовой авиации снижали потери Красной армии, поддерживали ее наступательные и оборонительные операции. Руководство советских ВВС старалось применять Ил-2 таким образом, чтобы эскадрильи постоянно меняли друг друга в воздухе, не давая врагу передышки.

Преимущество советских штурмовиков заключалось в том, что они могли неожиданно появиться над частями противника, сея панику в его рядах. В зависимости от обстановки, бомбы сбрасывались с пикирования, горизонтального либо бреющего полета.

"Есть самолеты, представляющие собой удивительные творения человеческого разума… Именно к таким самолетам-находкам можно в первую очередь отнести Ил-2", - описывал детище Ильюшина Герой Советского Союза летчик Николай Платонов.

За высокие боевые качества немцы называли Ил-2 "черной смертью", "чумой", "летающим танком" и "бетонным самолетом". Советские военнослужащие удостоили штурмовик ласкового прозвища "Илюша".

Принято считать, что колоссальный вклад самолеты Ильюшина внесли в успех крупномасштабной операции "Багратион", проходившей летом 1944 года. В ходе нее советские войска полностью уничтожили 17 дивизий и три бригады группы армий "Центр".

"Его (Ил-2. - RT) конструкция и тактика применения со временем совершенствовались, но неизменным оставалось одно: если над немецкими позициями появлялись "летающие танки", враг в ужасе стрелял из всего, что было, в надежде остановить неизбежный опустошительный удар", - отмечают специалисты ПАО "Ил".

Как говорит Владимир Попов, положительный эффект от применения Ил-2 заключался не только в нанесении существенного материального ущерба врагу. Большое значение имел моральный фактор - пехотинцы Красной армии после обидных поражений 1941 года наконец-то ощутили надежную поддержку авиации.

Броня спасала жизнь

К главным достоинствам Ил-2, помимо ударных характеристик, относится простота в изготовлении и эксплуатации. Эти качества позволили советской промышленности в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск и ремонт штурмовиков.

Своей популярностью Ил-2 обязан и высоким уровнем защищенности. Гениальность решения Илюшина состояла в том, что броня в конструкции штурмовика выполняла одновременно функцию каркаса планера, отмечают эксперты.

Бронекорпуса для Ил-2 производились на заводах в Подольске, Ленинграде, Сталинграде, в Запорожье и Нижегородской области. Незамысловатая на первый взгляд концепция ильюшинского штурмовика спасла множество жизней советских летчиков, часто попадавших в самые разные экстремальные ситуации. В своих письмах они благодарили великого конструктора.

"В годы Великой Отечественной войны, а точнее в 1942 году, мне довелось производить посадку на самолете Ил-2 на крупный еловый лес, т. к. самолет был над целью подбит противником. Описывать, как производил посадку, не буду. Но на высоте половины деревьев отвалился по заднюю бронеплиту фюзеляж, деревьями обрезало крылья, после чего самолет носом ударился в землю. Броня так же, как и в бою, спасла мне жизнь", - благодарил Ильюшина в своем письме бывший летчик Федор Борисов.

Кроме того, пилоты отмечали хороший обзор, удобство наводки на цель при стрельбе и бомбометании с бреющего полета. Данные качества были достигнуты благодаря тому, что Ильюшин опустил двигатель ниже кабины.

Между тем Ил-2, естественно, не был идеальной боевой машиной. В беседе с RT военный обозреватель Дмитрий Дрозденко уточнил, что в самолете "плохо слушались органы управления". Также, несмотря на все усилия Ильюшина, из-за необходимости постоянного совершенствования уровня защиты Ил-2 оказался перетяжеленной машиной.

"Идеальной техники вообще не бывает. С одной стороны, летчики достаточно быстро осваивали штурмовики, но органы управления нередко подводили по причине перетяжеленности машины. Убрать броню было тоже нельзя. Если бы это сделали, то Ил-2 оказался бы легкой добычей зенитной артиллерии и других вооружений неприятеля", - сказал Дрозденко.

Эксперт пояснил, что специфика применения штурмовой авиации в годы ВОВ заключалась в нанесении ударов в условиях непосредственной близости к противнику. Действуя на предельно малых высотах, Ил-2 практически всегда находился в зоне поражения средств ПВО и стрелкового оружия вермахта.

"Да, Ил-2 был хорошо бронирован, но летать на нем из-за особенностей боевого применения было гораздо опаснее, чем на истребителях или бомбардировщиках. Штурмовики работали очень близко к земле, и огонь по ним велся из всего, что стреляло. Ребята, которые пилотировали Ил-2, - настоящие герои", - подчеркнул Дрозденко.

Эксперт считает, что отдельные недостатки Ил-2 нивелировались высокой надежностью, простотой в серийном производстве, выучкой и находчивостью летного состава. По его мнению, Ильюшин смог найти наиболее оптимальный баланс между требованиями к уровню защиты, объему полезной нагрузки, набору вооружения, скоростью, маневренностью и массой других важных качеств.

Как отметил Владимир Попов, сочетание боевых и эксплуатационных характеристик в Ил-2 позволяет сделать вывод, что у советского конструктора получилось создать самую эффективную концепцию штурмовика периода Второй мировой войны.

По словам эксперта, Ильюшин предвидел жестокие условия, в которых предстоит применять его детище. По этой причине он воплотил в Ил-2 не только качества штурмовика, но и универсальной боевой машины. Так, в условиях дефицита авиатехники Красная армия использовала Ил-2 в разведывательных целях, а двухместные модификации самолета Ильюшина могли отправляться на боевые задания без прикрытия истребителей.

"Ил-2 - это действительно потрясающая для своего времени машина. Немцы неслучайно прозвали наш штурмовик "черной смертью". Летчики выполняли опаснейшую работу, но умудрялись неплохо справляться даже с зенитными подразделениями немцев. Отработанная тактика ведения боевых действий позволяла экипажам Ил-2 огненным мечом проходить по позициям противника. Их сокрушительные удары сильно облегчили работу нашей пехоте на всех этапах войны", - резюмировал Попов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 декабря 2020 года | Дайджест публикаций за 29 декабря 2020 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости