О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Гениальность - в интегрированной компоновке": какую роль в отечественной авиации сыграло создание истребителя Су-27

19 января 1976 года правительство СССР приняло постановление о создании истребителя Су-27, ставшего одним из самых популярных самолетов в мире

19 января 1976 года правительство СССР приняло постановление о создании истребителя Су-27, ставшего одним из самых популярных самолетов в мире. Машина разрабатывалась для завоевания господства в воздухе и достижения превосходства над американским F-15. Несмотря на ряд трудностей, советским специалистам удалось выполнить поставленную задачу. Су-27 получил качества, которые позволяли ему бороться с лучшими западными образцами. Кроме того, самолет послужил технологической платформой для создания новых истребителей - семейства Су-30, Су-34 и Су-35, которые эксплуатируются в ВКС России. По мнению экспертов, появление Су-27 сыграло неоценимую роль в развитии отечественной авиации.

45 лет назад, 19 января 1976 года, правительство СССР утвердило постановление о создании легендарного истребителя четвертого поколения Су-27. В этом документе советское руководство поручило ОКБ Сухого изготовить самолет, "предназначенный для завоевания господства в воздухе".

Новая машина должна была поступить в части ВВС и ПВО. На момент выхода постановления конструкторское бюро уже собрало три опытных образца Су-27 под шифром Т-10. Также предприятие начало испытывать все основные бортовые системы и агрегаты, предназначавшиеся для установки на перспективный истребитель. Руководство работами над Су-27 осуществлял известный отечественный авиаконструктор Михаил Петрович Симонов.

"Скороподъемность и маневренность"

Необходимость создания Су-27 была продиктована запущенным в Соединенных Штатах проектом истребителя McDonnell Douglas F-15 Eagle, который также предназначался для завоевания превосходства в воздухе. Эта машина по-прежнему стоит на вооружении ВВС США в различных усовершенствованных модификациях.
В материалах ПАО "Компания "Сухой" указывается, что, как правило, советские авиаконструкторы в соревновании с американцами всегда выступали в роли "догоняющей стороны". Однако на этот раз правительство СССР поставило перед отечественными специалистами задачу разработать машину, превосходящую по характеристикам F-15.

"Для реализации этого преимущества проектанты ОКБ с самого начала заложили в основу компоновки много новых перспективных идей, таких как использование интегральной аэродинамической компоновки, размещение двигателей в двух разнесенных изолированных мотогондолах под несущим корпусом фюзеляжа, а также вертикальное оперение - в интервале между крылом и горизонтальным оперением", - говорится на сайте ОКБ Сухого.

Как пояснил в беседе с RT военный обозреватель Дмитрий Дрозденко, советские специалисты отказались повторять компоновку F-15 и смогли разработать оригинальную конструкцию, которая предоставила Су-27 существенные преимущества перед американским конкурентом.

"Если мы посмотрим на F-15, то увидим, что кабина пилотов - как некая труба, к которой крепятся крылья, гондолы двигателя и прочее. У Су-27, напротив, кабина плавно переходит в крыло. Такое конструкторское решение значительно повысило аэродинамическое качество машины", - отметил Дрозденко.

Важной новацией стало оснащение Су-27 электродистанционной системой управления (ЭДСУ), которая облегчала балансировку машины и существенно повышала ее маневренность в ближнем воздушном бою.

Также самолет получил новейшую на тот момент многофункциональную бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) с двумя каналами обнаружения объектов. В целом авионика для перспективного истребителя разрабатывалась с акцентом на широкую интеграцию цифровых технологий.

Огромная работа была проделана советской двигателестроительной отраслью. Первые два летных экземпляра Су-27 оснащались силовыми агрегатами АЛ-21Ф3АИ. Однако их установка была лишь временным решением.

В 1970-е годы под руководством академика АН СССР Архипа Люльки в ОКБ "Сатурн" (Рыбинск) развернулось создание более совершенных турбореактивных двигателей АЛ-31Ф ("изделие 99Н"). Как отмечают специалисты ОКБ Сухого, они обеспечили носителю "высокую тяговооруженность, а следовательно, и высокие разгонные характеристики, скороподъемность и маневренность".

Разработка подобного агрегата была большим вызовом для советского двигателестроения. В частности, конструкторы столкнулись с проблемой высокого расхода топлива и нехваткой более качественной элементной базы - электроника, которая была в доступе на тот момент, утяжеляла силовые установки.

В конструкцию АЛ-31Ф постоянно вносились изменения. Работы над изделием растянулись до середины 1980-х годов, но труд специалистов "Сатурна" не был напрасным. "Изделие 99Н" превзошло семейство АЛ-21Ф по экономичности на 13-15%, по величине тяги на полном форсаже - на 12%. Удельный вес нового двигателя оказался на 25% меньше, чем у предшественника.

Трудный путь к превосходству

Процесс создания Су-27 не был гладким. В конце 1970-х годов по итогам комплексного анализа характеристик машины выяснилось, что самолет не тянет на звание покорителя воздушного пространства.

"Такой результат объяснялся целым комплексом причин, основными среди которых являлись: с одной стороны - недооценка реальных характеристик F-15, а с другой - серьезное перетяжеление самолета", - говорится в материалах ОАО "ОКБ Сухого".

По инициативе Михаила Симонова и генерального конструктора ОКБ Сухого Евгения Иванова была принята программа действий, которая предусматривала жесткий контроль массы машины, снижение сопротивления, улучшение характеристик боковой устойчивости самолета и повышение несущих свойств крыла, его адаптивности к разнообразным режимам полета.

С этой целью конструкторы перешли к трапециевидной форме крыла с поворотным носком и флапероном (управляющая поверхность крыла самолета), установили коробку самолетных агрегатов "на спину" двигателя, применили новую кинематическую схему уборки основных опор шасси и перенесли кили с мотогондол на балки фюзеляжа, что улучшило схему их крепления и увеличило эффективность оперения машины.

Именно такой образец Су-27 (Т-10С) пошел в серийное производство, которое развернулось на заводе в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. Однако процесс испытаний машины по различным программам продолжался еще несколько лет. Официально советское правительство приняло истребитель на вооружение 23 августа 1990 года.

"Результаты испытаний подтвердили исключительно высокие ЛТХ (летно-технические характеристики. - RT) нового самолета. Сведенные воедино доработки дали на Т-10С "кумулятивный" эффект: получившийся в итоге самолет обладал блистательными летными данными, превосходя в своем классе всех конкурентов", - говорится в материалах ОКБ Сухого.

В беседе с RT главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский назвал Су-27 самой успешной боевой авиационной платформой в отечественной авиации. По его словам, потенциал этой машины позволял "эффективно бороться с любыми воздушными целями, включая новейшие истребители США и Европы".

"Гениальность Су-27 заключается прежде всего в интегрированной компоновке, где фактически и крылья, и корпус самолета являются несущими аэродинамическими поверхностями. Самолет может выполнять в воздухе фигуры пилотажа, которые зарубежные образцы делать не могут. Например, торможение на высокой скорости с почти остановкой в воздухе - так называемую кобру", - пояснил Мураховский.

По информации компании, нормальная взлетная масса пошедшего в серию Су-27 составляла 23,43 т, предельная скорость - 2,35 чисел Маха (2,8 тыс. км/ч), дальность полета - 3530 км, максимальная боевая нагрузка самолета - 4,43 т. Для установки боеприпасов самолет был оборудован десятью точками подвески.

В арсенал Су-27 вошли 30-мм пушечная установка с боезапасом на 150 патронов, управляемые ракеты "воздух - воздух" Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73Э, неуправляемые снаряды С-8КОМ, С-8ОМ, С-8БМ, С-13Т, С-13ОФ, С-25ОФМ-ПУ, разовые бомбовые кассеты и авиабомбы массой 100, 250 и 500 кг.

"Непрерывная модернизация"

После принятия на вооружение Су-27 неоднократно совершенствовался - главным образом проводилась замена бортового оборудования. Последней на данный момент модификацией является Су-27М3. Обновленные детища Симонова по-прежнему широко применяются частями ВКС, регулярно перехватывая западные самолеты, которые последние годы все чаще появляются вблизи рубежей нашей страны.

Кроме того, Су-27 послужил платформой для разработки ряда новых самолетов, завоевавших большую популярность как в российских войсках, так и за рубежом. В 1990-е годы российские специалисты создали семейство истребителей Су-30, которые поставлялись в Индию, Малайзию, Китай, Вьетнам, Венесуэлу, Анголу, Алжир, Казахстан, Белоруссию и Армению.

Сегодня в российских войсках активно эксплуатируется Су-30СМ, боевая нагрузка которого почти в два раза больше, чем у предшественника. В ближайшие годы Минобороны РФ планирует начать закупки еще более совершенных самолетов этого типа, известных под шифром Су-30СМ2.

Также технологические наработки по проекту Су-27 легли в основу уникального истребителя-бомбардировщика Су-34, получившего из-за горбатой и приплюснутой в основании формы кабины прозвище "Утенок". Самолет был принят на вооружение 20 марта 2014 года.

Его главная особенность заключается в способности преодолевать тысячи километров от места базирования, чтобы потом нанести удар по противнику. На 12 точках подвески "Утенок" может поднимать в воздух до 8 т ракет и бомб, включая самые мощные образцы.

Однако самый современный боевой самолет РФ, созданный на базе Су-27, - многофункциональный истребитель Су-35С. Летчики хвалят машину за невероятную маневренность и управляемость в экстремальных условиях. Эти качества дают самолету серьезные преимущества даже в самом сложном воздушном бою.

Как подчеркнул Виктор Мураховский, разработанные на основе Су-27 образцы по маневренности и боевым возможностям относятся к числу лучших в мире самолетов в классе оперативно-тактической авиации. Они оснащены самой современной авионикой и ракетно-бомбовым вооружением.

"В процессе непрерывной модернизации появился радар с активной фазированной антенной решеткой, новые ракеты "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", новый бортовой комплекс обороны и комплект бортового оборудования. Вершиной этого прогресса стал Су-35. Поэтому неслучайно большое число наших партнеров проявляет огромный интерес к данной машине", - подытожил Мураховский....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка