Автор: Вера Кюппер
Опубликовано: 04.02.2021, 12:25
 

Дело "Мотор Сич". Сколько китайские компании хотят взыскать с Украины


[image]

Вошла в активную фазу борьба с китайскими инвесторами украинского АО "Мотор Сич", она началась сразу же после инаугурации нового президента США. Украина опять стала местом, где схлестнулись интересы мировых гигантов США и Китая.

Украина и США вводят санкции против китайских компаний, которые хотят установить контроль над предприятием "Мотор Сич". Почему это событие вызывает такой интерес в мире и что за иск на $3,5 миллиарда выставила китайская сторона Украине? Попробуем это выяснить. Для этого приведем хронологию событий, которые происходили в последние годы вокруг АО "Мотор Сич".

"Мотор Сич" - крупнейшее украинская компания по производству двигателей для самолетов, вертолетов и крылатых ракет. Оно так же занимается их ремонтом и модернизацией. Кроме этого, предприятие производит вертолеты, агротехнику и газотурбинные электростанции. Поставляет продукцию более чем в 100 стран мира. Предприятие в январе-сентябре 2020 года получило $33 225 000 чистой прибыли, тогда как аналогичный период 2019 года принес чистый убыток. История завода берет начало еще в Российской империи 1907 года.

Новый спор вокруг АО "Мотор Сич" вышел на новый виток после того, как США ввели санкции против компаний и граждан КНР, которые являются инвесторами предприятия.

В 2016 году в СМИ появилась информация о продаже акций предприятия китайским компаниям. Технологии "Мотор Сич" могли быть интересными для них, поскольку Китай стремится стать независимым от других стран в производстве авиадвигателей, а китайская гражданская и военная авиация интенсивно развиваются. Предприятие получило от компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited (Британские Виргинские острова) $100 млн под 0,3% годовых в рамках договора займа с китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd.

В мая 2017 года было заявлено, что "Мотор Сич" и китайская компания Skyrizon Aircraft Holdings Limited планируют построить завод в городе Чунцин, чтобы производить авиадвигатели по украинским технологиям.

Тогда же стало известно, что китайская компания инвестирует еще 250 млн. долларов в производственные мощности завода.

Но уже в апреле 2018 Служба безопасности Украины провела ряд обысков на заводе. В ведомстве сообщили, что иностранная компания строит завод, на котором хочет использовать украинские технологии, а иностранцы установили опосредованный контроль над контрольным пакетом акций "Мотор Сичи". Именно тогда, суд наложил арест на 56% акций, которыми владели китайские компании.

В августе 2020 года, компания DCH украинского олигарха Александра Ярославского, который известен как сторонник сотрудничества с китайским бизнесом и находится в дружеских отношениях с учредителем Alibaba Джеком Ма, решила поучаствовать в судьбе "Мотор Сичи".

Дочерняя компания Skyrizon - Beijing Xinwei Technology Group Skyrizon - и DCH подали совместную заявку в Антимонопольный комитет Украины, планируя получить контроль над предприятием.

4 декабря 2020 китайские компании сообщили об обращении в международный арбитраж с иском к Украине на 3500000000 долларов.

Согласно сообщению DCH , компании считают Украину виновной в экспроприации инвестиций и нарушении соглашения о защите инвестиций между Украиной и Китаем. Международные юридические компании WilmerHale, DLA Piper и Bird & Bird будут представлять интересы китайских инвесторов, советником по украинскому праву будет юридическая компания Arzinger.

США тоже публично выступили против продажи "Мотор Сичи" китайским инвесторам в 2019 году. Советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон во время выступления в Киеве заявил, что Китай украл технологии истребителей F-35 и подобная кража военных технологий может ждать и Украину.

Из-за того, что китайцы не выполнили ряд формальностей при концентрации крупного пакета акций, им так не удалось стать полноценными акционерами.

Год 2021-й

14 января 2021 Министерство торговли США ввело санкции против Skyrizon Aircraft Holdings Limited. В Вашингтоне заявили, что как сама компания, так и и ее попытки приобрести иностранных военных технологий угрожают национальной безопасности США, и связали Skyrizon с вооруженными силами КНР.

29 января 2021 Украина ввела санкции в отношении китайских акционеров АО "Мотор-Сич", которые на три года предусматривают блокировку активов, ограничение торговых операций, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины. Среди других ограничений - предотвращение вывода капиталов за пределы Украины, полный запрет совершения сделок с ценными бумагами, эмитентами которых они являются, запрет на покупки предприятий в Украине. В перечне санкций также запрет на увеличение размера уставного капитала хозяйственных обществ, в которых подсанкционные лица владеют 10% и более, и аннулирование официальных визитов, заседаний, переговоров по вопросам заключения договоров или соглашений.

В интервью, опубликованном 1 февраля, Президент Украины Зеленский пообещал, что пока остается у власти, он не позволит получить контрольный пакет акций "Мотор Сичи" ни одной иностраннй компании. "Вопрос не в Китае. Мы не имеем права продавать контрольный пакет управления стратегическими оборонными предприятиями Украины любой стране", - отметил он.

1 февраля 2021 года Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) открыла дело в отношении депозитарного учреждения ООО "Драгон Капитал" , на счетах которого в ценных бумагах размещены акции АО "Мотор Сич" . Об этом говорится в сообщении НКЦБФР. Комиссией открыто дело по нарушение требований "Положения о проведении депозитарной деятельности".

2 февраля 2021 года Министерство иностранных дел Украины получило от Китая ноту в связи с введением Украиной санкций против китайских акционеров "Мотор Сич".

Что дальше?

"Мотор Сич" - единственное в Украине частное предприятие подобного профиля, которое действует в паре с государственным конструкторским бюро. КБ Ивченко-Прогресс (Запорожье) специализируется на проектировании, производстве, сертификации и постановке в серийное производство газотурбинных авиационных и других двигателей. Его основной партнер - частная Мотор Сич. С середины 1990-х годов основным акционером стал президент и главный конструктор предприятия Вячеслав Богуслаев.Другие предприятия подобного типа вроде Зоря Машпроект (Николаев), Южмаш (Днепр), бронетанковый кластер в Харькове - все остались в государственной собственности как на уровне конструкторского бюро, так и на уровне непосредственно завода.

Скорее всего Украина попытается вернуть предприятие оборонно-промышленного комплекса в государственную собственность.

Новый собственник уже пригрозил подать иск в международный арбитраж, который может поставить окончательную точку в истории. Если это произойдет, то дело "Мотор Сич" будет иметь сокрушительные последствия для государства Украина, как с репутационной, так и финансовой точки зрения. Актив был фактически продан несколько лет назад одним частным собственником другому (иностранному). И государство не имеет никакого права вмешиваться в эту сделку.

Приняв решение о полной приватизации предприятия много лет тому назад, государство фактически подтвердило, что оно не имеет дальнейшего интереса контролировать судьбу этого актива, по аналогии с иными "стратегическими" активами, которые остались полностью или частично в государственной собственности.

Китай и китайские инвесторы уже сделали свои выводы и ставят на паузу существующие масштабные проекты с Украиной, которые были анонсированы совсем недавно.

Все признаки указывают на то, что Украина слишком поздно осознала стратегическую важность "Мотор Сичи". Но даже это произошло, скорее всего, после подсказки западных партнеров. А точнее США, которые увидели угрозу в том, что украинские военные технологии достанутся их стратегическому противнику. Пока ситуация патовая.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 февраля 2021 года | Дайджест публикаций за 4 февраля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости