О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прерванный полет

Три года назад, 11 февраля 2018 г., после вылета из аэропорта Домодедово потерпел катастрофу самолет Ан-148 "Саратовских авиалиний", на борту которого был Заслуженный пилот Российской Федерации Борис Александрович Кармалеев

Любая авиационная катастрофа нелепа и трагична по своей сути - в ней гибнут люди. Три года назад, 11 февраля 2018 г., после вылета из аэропорта Домодедово потерпел катастрофу самолет Ан-148 "Саратовских авиалиний", на борту которого был Заслуженный пилот Российской Федерации Борис Александрович Кармалеев. Известный пилот находился не за штурвалом самолета, а как пассажир, следовавший рейсом Москвы - Орск. Одно это вызывает не только боль, но и жгучую досаду от осознания того, что ушел из жизни человек, посвятивший свою жизнь авиации, летному делу, обеспечению безопасности полетов. Борис Александрович как личность сформировался в период сложных этапов развития нашей страны, на каждом из которых у него были свои жизненные вехи, где необходимо было принимать собственные решения и двигаться к намеченной цели. На первом этапе, как и у всех: родительский дом, отец - офицер ВВС, что, видимо, и определило выбор жизненной цели - авиация. Далее, как по написанному: после школы - авиационный техникум, работа на авиазаводе, учеба в аэроклубе и военном летном истребительном училище ПВО. Казалось было…, но наступил 1960 г. - известное сокращение вооруженных сил, под которые попадает и молодой лейтенант Борис Кармалеев. Все надо было начинать сначала! Гражданская авиация всегда считалась резервом ВВС. На этом же этапе она стала "приютом" для тех, кто попал под сокращение. Аэрофлот имел летные училища и трудоустраивал своих выпускников в плановом порядке в первую очередь. Летчики ВВС и ПВО встали на "лист ожидания". Некоторые дали согласие работать в службе движения и достигли значительных карьерных успехов. Борис Кармалеев решил "пробиваться" к летной работе там, где потребность в пилотах наиболее вероятна. Выбор пал на Казахское управление ГА. В 1961 г. он стал простым заправщиком авиаГСМ, сначала в малых аэропортах, а затем в Целинограде, Алма-Ате и беспрерывно "бомбил" руководство о допуске к летной работе. Настойчивость возымела успех. Наступил новый, сложный этап в жизни Бориса Кармалеева. В летном училище на МиГ-15 он был "заточен" на уничтожение врага, вторгнувшегося в наше воздушное пространство, и, если необходимо для выполнения этой задачи, даже жертвуя жизнью. В гражданской авиации совершенно иная задача - обеспечить безопасное выполнение каждого полета. Природный талант позволил Б.А. Кармалееву быстро осознать эту задачу, вся его трудовая деятельность была подчинена достижению этой цели. Она развивалась по трем основным направлениям. Первое, как у каждого пилота - полеты и освоение новой техники: Ан-2 (полеты на МВА и АХР), "цепочка" антоновских самолетов от Ан-24 до Ан-30 (региональные рейсы), в дальнейшем - Ту-154 и Ил-86. В общей сложности, безаварийно налетал 10 тыс. часов. Ему было присвоено почетное звание "Заслуженный пилот Российской Федерации". Одновременно Борис Кармалеев поэтапно осваивал формы и методы организации летно-методической работы и обеспечения безопасности полетов: командир эскадрильи, заместитель командира летного отряда, командир отряда, заместитель командира ОАО, начальник Летно-штурманского отдела Управления - штаба по выработки мер по совершенствованию летно-методической работы и обеспечению безопасности полетов. Борису Александровичу всегда были свойственны самодисциплина и постоянное совершенствование. При всей своей занятости, он без отрыва от производства заканчивает политехнический институт, а затем Академию гражданской авиации. Уже позже он подготовит и защитит диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В 1984 г. Борис Александрович назначается заместителем начальника Центра ГА СЭВ по летно-методической работе (Ульяновск), а затем руководителем Летно-методического Центра ГА. Здесь в полной мере расцвел его талант, он получил достойное признание среди авиаторов в нашей стране и за рубежом. В этот период полным ходом шла подготовка к изданию нового Наставления по производству полетов (НПП ГА-85), которое на многие годы стало основным документом, определяющим правила полетов и обеспечение их безопасности. В подготовке этого документа есть личный вклад Б.А. Кармалеева. С тех пор многое изменилось в отечественной гражданской авиации. Среди тех, кто остался верен своему профессиональному долгу и чести, Борис Александрович Кармалеев. Он перевелся в Академию (ныне университет) гражданской авиации в Санкт-Петербурге, где добросовестно и самоотверженно трудился главным специалистом по летной-методической работе. Вот и в тот роковой день, 11 февраля 2018 г., в год своего 80-летия, он направлялся в Орск не на отдых, а для проведения семинара по управлению безопасностью полетов. Хотелось бы, чтобы студенты, курсанты, выпускники учебных заведений гражданской авиации прочли эти строки и в дальнейшем, несмотря на все возможные превратности в их судьбе, не отчаивались, а брали пример с яркой личности Бориса Александровича Кармалеева....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка