Опубликовано: 16.02.2021, 09:43
 

60 лет. ЦАГИ - космосу: 110 лет со дня рождения одного из идеологов советской космической программы Мстислава Келдыша


[image]

Где-то в космосе по орбите Солнца движется астероид "Келдыш", а на видимой стороне Луны, на восточной границе лунного Моря Холода, есть одноименный ударный кратер. Эти космические объекты названы в честь советского математика и механика, академика Академии наук (АН) СССР Мстислава Всеволодовича Келдыша, ведь одна из его важных заслуг - организация в нашей стране работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем.

Мстислав Келдыш родился 28 января (10 февраля) 1911 года в Риге, в семье профессора, генерал-майора инженерно-технической службы Всеволода Келдыша. Уже в школьном возрасте мальчик проявлял математические способности. В 1927 году он поступил на физико-математический факультет Московского государственного университета, где познакомился с будущим академиком АН СССР Михаилом Лаврентьевым. Это знакомство впоследствии переросло в крепкую дружбу и совместную работу над проблемами самолетостроения.

После окончания МГУ М.В. Келдыш был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, которым в те годы руководил выдающийся советский механик и математик, академик АН СССР С.А. Чаплыгин. В ЦАГИ молодой ученый трудился с 1931 по 1946 годы, последовательно занимая должности инженера, старшего инженера, начальника группы, а затем отдела динамической прочности. В институте Мстислав Келдыш решал задачи неустановившихся движений крыла, обосновал вихревую теорию винта Жуковского, развил теорию взаимодействия тел с жидкостью и их обтекания несжимаемой жидкостью и др. Он - автор надежных методов расчета на флаттер и шимми, разработчик ряда практических мер борьбы с этими явлениями.

В 1944 году М.В. Келдыш стал заведующим отделом механики в Математическом институте АН СССР, преподавал в МГУ. В 1946 году был назначен начальником НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, работающего в области ракетного двигателестроения и космической энергетики, а с 1950 года являлся научным руководителем этого учреждения. В 1953-1978 годах Келдыш трудился директором Института прикладной математики АН СССР, а в 1961-1975 годах занимал пост президента АН СССР.

С середины 1950-х годов Мстислав Всеволодович возглавил разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем - полетов к Луне и планетам Солнечной системы. Ученый руководил научно-техническим советом по координации деятельности НИИ и КБ по созданию первого искусственного спутника Земли, внес большой вклад в осуществление программ пилотируемых космических полетов, постановку научных проблем и проведение исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды, Луны и планет, в решение многих проблем механики космических полетов и теории управления, навигации и теплообмена. Мстислав Всеволодович принимал участие и в подготовке полета в космос корабля "Восток" с Юрием Гагариным на борту.

Деятельность Келдыша в этой области долгое время была засекречена, но в научных кругах он являлся вторым лицом после Сергея Королева, а в средствах массовой информации его представляли "главным теоретиком космонавтики". К слову, в кабинете С.П. Королева висела фотография трех "К", трех корифеев ракетно-космической отрасли, - Курчатова, Королева и Келдыша.

М.В. Келдыш - трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий. Обладая даром научного предвидения, он был одним из тех, кто открыл для нашей страны и мира эпоху космоса. Именно благодаря его таланту и инициативе СССР вышел на передовые позиции в деле освоения космического пространства.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ЦАГИ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 16 февраля 2021 года | Дайджест публикаций за 16 февраля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости