Автор: Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
Опубликовано: 18.02.2021, 09:26
 

Школа российских асов: как проходит подготовка летчиков боевой авиации ВКС в Липецком авиацентре


[image]

Летчики дислоцированного в Липецке 968-го смешанного авиаполка отработали выполнение учебно-боевых задач в условиях слабой видимости и порывистого ветра. Об этом сообщил RT врио начальника группы руководства полетами этого формирования майор Сергей Горовик. Липецкий авиацентр, куда входит 968-й полк, считается одной из лучших в России школ по подготовке боевых летчиков. Его выпускники овладевают приемами воздушного боя, управлением разными типами самолетов, навыками дозаправки в воздухе и действий в составе звеньев. По мнению экспертов, деятельность Липецкого авиацентра обеспечивает непрерывное совершенствование мастерства офицеров ВКС России.

Личный состав 968-го смешанного авиаполка (Липецк) отработал выполнение учебно-боевых задач над Воронежской областью в сложных метеоусловиях и в темное время суток. Об этом сообщил RT врио начальника группы руководства полетами этого формирования майор Сергей Горовик.

"Многое зависит от погоды, но, несмотря на сложные метеорологические условия (низкая облачность, порывистый ветер, мороз. - RT), экипажи успешно выполнили поставленные задачи на высотах от 400 до 4000 м. Это является показателем их мастерства и современности эксплуатируемой техники, которая демонстрирует высокие летные и боевые возможности", - сказал Горовик.

В состоявшейся в Липецке тренировке принимали участие экипажи многоцелевых самолетов Су-35С и Су-30СМ, истребителей-бомбардировщиков Су-34, легких модернизированных истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25СМ. В полетах приняли участие выпускники Краснодарского летного училища и опытные пилоты.

"Большую работу в условиях зимней стужи провел инженерно-технический состав. Для него это тоже было непростым испытанием. Ни сильные низкие температуры, ни холодный ветер не помешали нашим специалистам подготовить самолеты к тренировкам", - пояснил Горовик.

По словам собеседника RT, как правило, полеты зимой ограничивает плохая видимость, снегопад, метель, необходимость постоянной обработки реагентами взлетно-посадочной полосы и проверки самолетов на обледенение.

От молодых летчиков до "Соколов России"

Дислоцированный в Липецке 968-й полк входит в состав Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ. Организация занимается методическим обеспечением оперативно-тактической авиации ВКС и обучением офицеров навыкам управления разными типами боевых самолетов.

Также Центр специализируется на научно-исследовательской деятельности, которая позволяет определить возможности новой и модернизированной авиатехники. В частности, летчики продолжают изучать маневренные и ударные характеристики Су-35 и Су-34.

По словам Горовика, в процессе войсковых испытаний специалисты Центра установили, что бортовое оборудование и вооружение данных самолетов позволяют им выполнять боевые задачи в любое время суток вне зависимости от сезона и погоды.

"На самом деле какой-то существенной разницы между подготовкой летного состава в холодное и теплое время года нет. Если командир части поставил задачу выполнить бомбометание на определенном полигоне, то она выполняется. Это позволяет говорить о высоком качестве и надежности современной российской авиатехники", - подчеркнул Горовик.

Наиболее сложным элементом подготовки летного состава, как рассказали RT офицеры Липецкого центра, является дозаправка в воздухе гигантским танкером Ил-78. Данный прием выполняется на скорости 600-650 км/ч, которую необходимо удерживать в течение продолжительного времени.

От летчика требуется практически ювелирное мастерство, чтобы пристыковать штангу самолета к концу конуса шланга, по которому из танкера будет перетекать авиационный керосин. В момент дозаправки пилот должен уметь противостоять воздействию воздушных масс и справляться с так называемой болтанкой.

Также с большими трудностями сопряжена одновременная дозаправка в воздухе двух самолетов. Экипажи боевых машин обязаны сохранять между собой расстояние порядка 20 м на одной горизонтальной плоскости.

Групповая слетанность - еще один важный эпизод подготовки, на котором делают акцент специалисты Липецкого центра. Данный навык позволяет российским летчикам эффективно действовать в составе звеньев: держать строй, сохраняя безопасную дистанцию, и синхронно выполнять элементы пилотажа.

Для отработки групповой слетанности офицеры ВКС занимаются развитием глазомера и детальным разбором тактических приемов с миниатюрными моделями самолетов. Кроме того, перед тренировками в воздухе летчики стараются научиться интуитивно понимать друг друга, что невозможно без крепких товарищеских отношений.

По мнению Говоркина, с этой задачей прекрасно справляется группа "Соколы России", командиром которой является полковник Александр Гостев. Ранее он получил известность благодаря умению выполнять такие сложные элементы, как петля с поворотом, столб, колокол, плоский штопор, проход на минимальной скорости, кадушка и вращение по курсу на закритических углах атаки.

Под тренировки "Соколов России" отведена отдельная зона аэродрома 968-го полка и особый сектор воздушного пространства, где как раз отрабатываются элементы высшего пилотажа и приемы воздушного боя.

"Соколы России" существуют с 1993 года и сейчас оснащены самолетами Су-35С. Деятельность группы направлена на демонстрацию ударных и маневренных возможностей отечественной авиации. Чаще всего асы показывают зрителям российских и международных шоу оборонительно-наступательные приемы ближнего воздушного боя.

"Сложность и риск этой программы ("Соколов России". - RT) заключается в маневрировании боевых истребителей на малой высоте (до 200 м), в ограниченном пространстве (непосредственно над местом показа) и на больших скоростях (500-800 км/ч)", - поясняется в материалах Минобороны РФ.

Сложные маневры

Как отмечают эксперты, липецкие специалисты известны как мастера ближнего воздушного боя и пионеры в области постановки новых тактических задач. Несмотря на появление в арсенале России, стран - членов НАТО и других государств ракет "воздух-воздух" большой дальности, актуальность маневров на малых и средних дистанциях никуда не ушла, считают аналитики.

Важность навыков ведения ближнего боя объясняется бурным развитием средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые в немалой степени нивелируют риск поражения самолетов ракетным вооружением.

Как заявил в беседе с RT заслуженный летчик России Владимир Попов, современный летчик должен в совершенстве уметь применять автоматическую пушку, которая установлена на всех машинах оперативно-тактической авиации ВКС для самообороны и атаки неприятеля в ближнем бою.
"Все эти направления деятельности для липецкого центра являются главными, поскольку, только проходя подготовку в этом центре, летчики авиации получают возможность выполнять полный комплекс боевых задач, которые возлагаются на них. Для этого они проходят соответствующие теоретические курсы и выполняют тренировочные полеты", - рассказал Попов.

По словам эксперта, в Липецком центре уделяют большое внимание развитию навыков ориентирования на местности, особенно в зимний период, когда наземная поверхность покрыта сплошным снежным покровом. В результате летчик может потерять способность адекватно оценивать свое местоположение.

"Дальность и контрастность видимости зимой резко уменьшаются, как следствие, информационная составляющая значительно снижается. Ведь летчик пилотирует не только по приборам, но и визуально, ориентируясь на линию горизонта. Ощущая ее, можно более качественно совершать маневры. В Липецке помогают летчикам справляться с такими проблемами", - говорит Попов.

В комментарии RT военный обозреватель, авиационный эксперт Дмитрий Дрозденко отметил, что в силу специфики в Липецком авиацентре служат одни из самых высококвалифицированных кадров ВКС. Большой опыт, по мнению эксперта, офицерам передают летчики группы "Соколы России".

"Пилотажные группы - это не просто летчики, устраивающие шоу. Они отрабатывают сложные маневры, вносят значительный вклад в совершенствование техники пилотирования. Все эти знания, огромное количество нюансов передаются другим летчикам и, как правило, находят практическое применение", - резюмировал Дрозденко.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 февраля 2021 года | Дайджест публикаций за 18 февраля 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости