О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Airbus в эпоху пандемии

Прошедший 2020 г. выдался очень непростым для авиапроизводителей, в том числе для мирового лидера - компании Airbus, которая, тем не менее, полностью выполнила скорректированный в апреле план по поставкам самолетов заказчикам

Прошедший 2020 г. выдался очень непростым для авиапроизводителей, в том числе для мирового лидера - компании Airbus, которая, тем не менее, полностью выполнила скорректированный в апреле план по поставкам самолетов заказчикам.

О работе компании в условиях пандемии COVID-19, реализации основных программ, а также о новых проектах Airbus в эксклюзивном интервью журналу "АвиаСоюз" рассказал глава компании в России г-н Жюльен Франьятт.

"АС": Уважаемый г-н Франьятт, компании Airbus удалось поставить рекордное количество самолетов заказчикам в условиях кризиса авиационной отрасли. Как Вы в целом оцениваете итоги 2020 г.?

Ж.Ф.: Действительно, 2020 г. был очень непростым во многих отношениях, и достигнутые нами показатели - результат совместных усилий Airbus, наших заказчиков и поставщиков. В апреле мы скорректировали наш прогноз по поставкам на 2020 г. с учетом меняющейся ситуации на авиарынке, вызванной пандемией. По итогам 2020 г. нами полностью выполнен намеченный план по поставкам авиационной техники: 87 заказчикам передано 566 самолетов всех семейств (от А220 до гиганта А380). Высоких показателей удалось добиться, в том числе, благодаря внедрению системы дистанционной поставки своих самолетов (мы ее еще называем "e-delivery"), что существенно помогло обеспечить бесперебойные поставки при были закрытых границах.

Если сказать кратко, то процесс "e-delivery" проходит в три этапа: техническая приемка самолета, его "электронная" передача, перегоночный рейс. На первом этапе авиакомпания делегирует право технической приемки самолета либо производителю, либо организации ТОиР, с которой она работает. Приемка включает в себя необходимые технические проверки, тестовый полет, а также передачу технической документации заказчику. На втором этапе проходит передача и подписание документов и актов приемки между авиапроизводителем и заказчиком. Благодаря специально разработанной Airbus цифровой платформе "e-SalesContracts", позволяющей безопасно и оперативно обмениваться документами и правками в режиме реального времени, все эти процедуры можно полностью выполнить дистанционным образом. После передачи самолета авиакомпании начинается подготовка к третьему этапу. Перегоночный рейс может выполняться как пилотами авиакомпании, так и назначенной третьей стороной. Кстати, в 2020 г. около 25% всех поставленных самолетов были переданы заказчиками именно таким путем.

Если говорить о продажах, то в 2020 г. мы получили в общей сложности 383 заказа на наши самолеты, из них 268 - "чистые заказы".

"АС": Спасибо за подробную информацию. Как сложившаяся ситуация повлияла на производственные планы с учетом снижения объема авиаперевозок и, соответственно, спроса на новые воздушные суда?

Ж.Ф.: Сегодняшний кризис - самый серьезный, с которым сталкивалась авиационная отрасль. Он затронул всю цепочку: производителей воздушных судов (ВС), авиакомпании, поставщиков, аэропорты и другие авиационные структуры. С самого начала пандемии мы создали оперативно-кризисный штаб, в который вошли специалисты по продажам, операционно-производственной деятельности и финансам. В их задачи входило управление поставками с учетом сложившейся ситуации и определение дальнейших действий. В начале апреля, чтобы нивелировать краткосрочное снижение спроса от авиакомпаний, мы снизили темпы производства самолетов примерно на 40%: для семейства A320 - до 40 самолетов в месяц, для A330 - до двух, для A350 - до пяти. Такая корректировка производственных темпов позволила выполнить обязательства по поставкам самолетов заказчикам, а также лучше адаптироваться к меняющейся ситуации на рынке. Считаю, что компания Airbus вовремя приняла необходимые меры, а результаты 2020 г. - наилучшее тому подтверждение.

В январе 2021 г. принято решение о постепенном наращивании темпов выпуска по ряду наших программ с учетом меняющейся конъюнктуры рынка. В частности, по программе А320 планируется плавное увеличение темпов выпуска с текущих 40 самолетов в месяц до 43 в III квартале 2021 г. и до 45 - в IV квартале 2021 г. Кроме того, производство самолетов семейства A220 будет увеличено с четырех до пяти самолетов в месяц к концу I квартала 2021 г. Что касается выпуска широкофюзеляжных самолетов, то мы пока оставляем его на прежнем уровне: примерно пять самолетов в месяц для семейства А350 и два - для семейства А330. Компания продолжает внимательно следить за ситуацией на рынке и сохраняет за собой возможность адаптировать производство, если она будет кардинально меняться.

"АС": Г-н Франьятт, как долго, на Ваш взгляд, продлится кризис, когда начнется восстановление отрасли?

Ж.Ф.: Безусловно, на этот вопрос многие хотели бы получить ответ, но пока ситуация остается неопределенной. Рынок авиаперевозок начинает понемногу оживляться: мировые внутренние перевозки восстановились примерно на 65%, в то же время международные - всего лишь на 25%. С одной стороны, ряд стран, например, Франция, Германия, Великобритания ужесточают ограничения, что, конечно же, отразится негативно на перелетах. С другой стороны, внутренние перевозки в Китае и Южной Корее, например, вернулись к уровню 100%. Внутренние перевозки в России по итогам летнего сезона 2020 г. также побили все рекорды.

Если говорить о прогнозах, то, по нашим оценкам, сегмент узкофюзеляжных самолетов будет восстанавливаться быстрее, чем широкофюзеляжных. В этом контексте дальнемагистральный самолет A321XLR станет самым подходящим решением для авиакомпаний, предоставив им гибкость при планировании дальнемагистральной маршрутной сети, позволяя максимально эффективно выполнять полеты как по старым маршрутам, так и по новым. По нашим оптимистичным оценкам, авиаперевозки смогут вернуться к уровню 2019 г. где-то в 2023-2025 гг. Мы твердо уверены в одном: рынок обязательно восстановится и вернется к росту.

"АС": Планирует ли компания Airbus скорректировать планы по развитию своего модельного ряда с учетом пандемии?

Ж.Ф.: Мы придерживаемся планов развития существующего модельного ряда и продолжаем фокусироваться на ключевых программах компании. Например, в апреле 2020 г. в условиях кризиса компания достигла важного рубежа: освоила выпуск первой металлической детали для программы A321XLR, сверхдальней версии семейства A320neo, способной летать на расстояния до 8700 км, предлагая при этом очень высокий уровень пассажирского комфорта. Это важное событие демонстрирует, что проект переходит от этапа разработки концепции к реализации. Кстати, эта версия пользуется большим спросом у заказчиков. Только представьте: в разгар пандемии мы получили 37 новых заказов на этот самолет. Как я уже сказал, он станет отличным решением для авиакомпаний, когда дальнемагистральные перелеты начнут восстанавливаться. Кроме того, в 2020 г. мы запустили новый продукт: бизнес-джет ACJ TwoTwenty на базе модели А220-100. Сразу же после его запуска на него получено шесть заказов.

Мы продолжаем разработку технологий для самолетов следующего поколения. Несмотря на кризис, компания по-прежнему уделяет внимание важным темам, таким как: устойчивое развитие и экологичный полет. Мы нацелены на создание первого в мире коммерческого самолета с нулевым уровнем выбросов углекислого газа.

"АС": Информация о запуске этого самолета в разгар кризиса привлекла внимание авиационного сообщества. Можно ли подробнее об этом проекте?

Ж.Ф.: В сентябре 2020 г. компания Airbus представила три концепта первого в мире самолета с нулевым уровнем вредных выбросов. Проект получил название ZEROe. Он включает в себя три самолета разной вместимости (от менее 100 кресел и до 200) и дальности полета, а также оснащенные разными типами силовых установок, среди них турбовентиляторный, турбовинтовой и гибридный турбовентиляторный двигатель. Считаю особо важным отметить, что все три концепта - набор технологий, которые мы изучаем и тестируем сегодня, не стоит их воспринимать как некий конечный вариант. Эти концепты нужны, прежде всего, для изучения разных вариантов дизайна и технологий и выбора тех, которые будут наилучшим образом соответствовать поставленным задачам и, в конечном счете, определят облик первого в мире коммерческого самолета с нулевым уровнем вредных выбросов. Каждая из этих концепций имеет свои плюсы и перспективы. Пока сложно сказать, на каком из вариантов мы остановимся в конечном счете. Это будет зависеть, как я уже сказал, от зрелости технологических решений, а также от потребностей рынка.

Водород - один из вариантов топлива для данного самолета. Считаем эту технологию многообещающей и достаточно перспективной для такого ВС. Помимо экологичности, этот вид топлива может быть создан из возобновляемых источников энергии. Учитывая активные разработки технологий в этой области, эксперты прогнозируют значительное снижение стоимости производства водорода, что тоже положительно отразится на проекте. Конечно же, все эти решения требуют детальной технической проработки вместе с производителями двигателей, которые будут играть важную роль в реализации проекта водородного самолета.

"АС": Когда, на Ваш взгляд, такой самолет может появиться на рынке, как продвигается работа по проекту?

Ж.Ф.: Мы предполагаем, что технологии, необходимые для создания самолета с нулевым уровнем выбросов, достигнут высокого уровня готовности и зрелости уже в 2024-2025 гг. После этого к 2026-2028 гг. планируется запустить программу, первый самолет ожидается уже к 2035 г. Необходимо понимать, что ежедневная эксплуатация ВС на водороде потребует определенных изменений в аэропортовой инфраструктуре для обеспечения транспортировки водорода или же заправки ВС на регулярной основе. Это значит, что следует подготовить соответствующую инфраструктуру. Здесь важно, чтобы все участники авиационной экосистемы были в равной степени вовлечены в этот процесс. Мы уже подписали меморандумы о взаимопонимании с авиакомпаниям SAS и easyJet о начале исследований в области инфраструктурных требований для электрических, гибридно-электрических и водородных самолетов.

Думаю, что создание "Водородного Хаба" в аэропортах станет ключевым для реализации проекта. Наша компания уже ведет предварительные переговоры с аэропортами, заинтересованными в проекте. Недавно о своем интересе к проекту высказались аэропорты Парижа, а также группа Air France-KLM, которые вместе с нами запустили проект для поиска идей и партнеров по созданию такого "Водородного Хаба".

"АС": Г-н Франьятт, как осуществляется и будет развиваться деятельность компании Airbus в России и других странах постсоветского пространства?

Ж.Ф.: Сегодня в парке девяти российских авиакомпаний эксплуатируется более 330 самолетов Airbus, включая наши новейшие модели А320neo, A321neo и А350. Кроме того, в 2021 г. к полетам на А320neo приступит авиакомпания Smartavia, став новым эксплуатантом нашей авиатехники в России. Отмечу, что российские авиакомпании - одни из лидеров по налету на самолетах семейства А320. По данным на февраль, показатели ежедневого налета достигали почти 17 часов!

Мы также расширяем наше присутствие в других странах СНГ. В 2020 г. новые самолеты семейства А320neo были поставлены авиакомпаниям Air Astana и Uzbekistan Airlines. Мне представляется, что авиакомпаниям России и других стран СНГ могут быть также интересны модели А321LR (long range) и A321XLR (extra-long range). Эти самолеты позволят выполнять маршруты протяженностью до 7400 и 8700 км и будут особенно эффективны там, где широкофюзеляжный лайнер может быть слишком большим. Эти модели могут стать хорошим решением для открытия новых направлений. Кстати, авиакомпания Air Astana эксплуатирует уже четыре самолета А321LR.

Кроме того, в 2021 г. получен первый заказ на самолеты Airbus в Туркменистане: авиакомпания Turkmenistan Airlines заказала два A330-200P2F (грузовая версия, переоборудованная из пассажирской). Поставки заказанных самолетов запланированы на 2022 г., благодаря чему Turkmenistan Airlines станет первым оператором этого типа в Центральной Азии. В ближайшее время мы ожидаем появление еще одного нового эксплуатанта самолетов Airbus в СНГ.

"АС": Г-н Франьятт, как реализуется сотрудничество компании Airbus c российскими предприятиями и организациями?

Ж.Ф.: Как вы знаете, мы сотрудничаем с Россией по разным направлениям уже 30 лет. Наш инженерный центр в России ECAR в настоящее время активно вовлечен в программу А321XLR. Компания продолжает сотрудничество с нашим титановым партнером российской компанией "ВСМПО-Ависма", она поставляет титановые штамповки для программ А320neo, A330neo и A350.
Мы также активно взаимодействуем с авиационными властями России в области безопасности полетов и поддержания летной годности. Планируем провести несколько совместных мероприятий c нашими партнерами из Росавиации и Межгосударственного авиационного комитета в 2021 г.

"АС": Г-н Франьятт, благодарю вас за интересное и информативное интервью журналу "АвиаСоюз"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка