О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Двигатель для дрона

Ученые Самарского университета заняты созданием энергетических установок, работающих на нестандартном топливе

Ученые Самарского университета заняты созданием энергетических установок, работающих на нестандартном топливе.

В небе - без следов

Новый криогенный двигатель будет использовать в качестве топлива жидкий азот или сжиженный природный газ. По словам разработчиков, он может применяться на экологичном автотранспорте для особо охраняемых природных зон, а также на беспилотных летательных аппаратах специального назначения. Последние смогут оставаться невидимыми для средств инфракрасного слежения, не оставляя в небе тепловых следов - в отличие от летательных аппаратов, использующих для создания тяги двигатели внутреннего сгорания или электродвигатели. На создание агрегата уйдет три-четыре года.

По словам заместителя директора Института двигателей и энергетических установок Самарского университета Дмитрия Угланова, сейчас ученые проводят серию испытаний одного из главных элементов - системы хранения криогенного топлива - на основе емкости специальной конструкции, оснащенной различными датчиками и клапанами.

- У этой системы оригинальная конструкция, защищенная патентами на изобретение. Уникальность в том, что обычно подобные емкости предназначены для хранения либо газов высокого давления, либо криогенных рабочих тел в жидком состоянии. Наша же разработка позволяет в зависимости от задачи хранить рабочие вещества или в жидком состоянии, или в газообразном и дает возможность управлять временем регазификации для получения необходимых параметров состояния рабочего тела, - рассказал Дмитрий Угланов.

Водород согреет

Самарский университет и "Силовые машины" создают первую в России газотурбинную установку для тепло- и электроснабжения на метано-водородном топливе, которая будет более экологичной по сравнению с аналогами на керосине или природном газе.

На базе университетского центра газодинамических исследований создано совместное конструкторское бюро для разработки технологий производства камер сгорания энергетических газотурбинных установок, работающих на топливе с высоким содержанием водорода.

- Это новое направление в энергетике России. Подобных отечественных установок пока не существует, - рассказал начальник КБ Сергей Матвеев. - Первый проект - камера сгорания для перспективной газотурбинной электростанции ГТЭ-65В мощностью 65 мегаватт. Метано-водородная смесь позволит увеличить мощность турбины и снизить количество вредных выбросов в атмосферу.

Как показали предварительные исследования, смесь с долей водорода 40-50 процентов увеличит мощность установки примерно на 10 процентов. Такое оборудование можно будет использовать на крупных промышленных предприятиях, для тепло- и электроснабжения малых городов или жилых районов мегаполисов. Добавление водорода будет обеспечивать более полное сгорание топлива, благодаря чему снизится выброс оксида углерода и несгоревших углеродов, кроме того, уменьшится общий выброс СО2 и расход топлива.

В ходе разработки и проектирования камеры сгорания самарским ученым предстоит оптимизировать конструкцию камеры сгорания, определить наиболее эффективный состав топливной смеси, решить проблему акустических пульсаций, возникающих при горении метано-водородного топлива, а также разработать мероприятия по максимальному снижению выбросов оксидов азота.

Экспериментальную модельную камеру сгорания изготовят на 3D-принтере в лаборатории аддитивных технологий самарского вуза. Работы начнутся уже в феврале. Технический проект предполагается завершить в 2023 году, после чего на промышленном предприятии "Силовых машин" будет изготовлен опытный образец.

В самарском вузе исследования в области применения водородного топлива ведутся с 1960-х годов. В двигателестроительном конструкторском бюро под руководством академика Николая Кузнецова был создан уникальный двигатель НК-88, работавший на жидком водороде, для самолета Ту-155, впервые поднявшемся в воздух 15 апреля 1988 года.

Кстати

Конструкторское бюро Самарского университета начало разработку малоразмерных авиадвигателей, которые могут применяться на легких самолетах, беспилотниках и других летательных аппаратах . По словам научного руководителя Института двигателей и энергетических установок Александра Ермакова, это направление особенно перспективно, поскольку в России такие двигатели практически не разрабатываются и не производятся.

- Сейчас есть целый ряд предложений по созданию малоразмерных двигателей. Это очень крупные проекты, суммы договоров по которым в перспективе могут составлять до миллиарда рублей, - сказал Ермаков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка