О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Доставит груз и потушит пожар: в МАИ создают беспилотный вертолет гражданского назначения

Беспилотные технологии сегодня развиваются стремительными темпами и внедряются в самые разные области нашей жизни

Беспилотные технологии сегодня развиваются стремительными темпами и внедряются в самые разные области нашей жизни. Доставка беспилотниками грузов, тушение пожаров и даже поиск в автоматическом режиме потерявшихся людей - все это может стать реальностью в самое ближайшее время. Летательный аппарат, способный выполнять перечисленные задачи, уже проходит испытания на авиабазе Московского авиационного института. Это беспилотный вертолет МАИ-120, разработанный в студенческом конструкторском бюро кафедры 602 "Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий". В настоящее время аналогов вертолету МАИ-120 в его классе в России нет. Одно из главных его достоинств - высокая грузоподъемность при малом собственном весе. Подробнее об уникальной винтокрылой машине рассказал главный конструктор СКБ-602 МАИ Дмитрий Александрович Дьяконов. Научная эстафета Московский авиационный институт имеет большой опыт системной работы в области беспилотных технологий в целом и создания беспилотной вертолетной техники в частности. - Основы работы по созданию беспилотных вертолетных систем в МАИ были заложены на кафедре 102 "Проектирование вертолетов", - рассказывает Дмитрий Александрович Дьяконов. - Большой вклад в развитие направления внесли заведующий кафедрой 102 и руководитель вертолетостроительного опытного КБ при МАИ Иван Павлович Братухин, профессор МАИ, создатель "малых" вертолетных форм Федор Петрович Курочкин, выдающийся конструктор вертолетов, выпускник МАИ Марат Николаевич Тищенко. В 1980-е годы работа продолжилась под руководством начальника СКБ-102 МАИ Владимира Сергеевича Александрова, после чего эстафету приняла кафедра 602, где был обеспечен комплексный подход к проектированию не только самих летательных аппаратов, но и систем для них. Накопленный в университете опыт лег в основу разработки маевского комплекса воздушной разведки "Ворон" - единственного в стране вертолета-беспилотника, успешно прошедшего государственные испытания и поставленного в опытную эксплуатацию. Тем не менее, до настоящего времени МАИ не имел в своем распоряжении вертолетов-беспилотников, позволяющих проводить научно-практические эксперименты, исследовательские работы и на "живом примере" обучать студентов проектированию и пилотированию таких аппаратов. Именно с этой целью был разработан вертолет МАИ-120. Винтокрылый помощник Использовать новый маевский беспилотник планируется не только для развития вуза. Например, на авиационной базе МАИ в Алферьево совместно с ФГУП "ГосНИИАС" проводились масштабные испытания, в ходе которых беспилотные летательные и наземные аппараты отрабатывали сценарий спасения людей после авиакатастрофы. Действуя в едином воздушном пространстве, беспилотные вертолеты должны были обнаружить место катастрофы, по цветовому контрасту и тепловому излучению найти пострадавших и до прибытия помощи доставить им необходимые медикаменты. Помимо этого, маевский вертолет может применяться для поиска возгораний и их ликвидации с помощью сбрасываемых пожаротушительных капсул, мониторинга трубопроводов и земной поверхности в местах их прохождения для выявления дефектов и зон концентрации напряжения, а также для коммерческих грузоперевозок. - Максимальный взлетный вес МАИ-120 вместе с полезной нагрузкой составляет 120 кг. При этом нагрузка может достигать 60 % от этого значения, - объясняет главный конструктор СКБ-602. - Для сравнения, весовая отдача многовинтовых систем, типа квадрокоптеров, не превышает 6 %. Аппарат может находиться в полете до 10 часов, развивая скорость в пределах 160 км/ч, что в перспективе позволит доставлять грузы на значительные расстояния. В настоящее время созданный в МАИ вертолет активно готовят к выходу на сертификацию. По мнению специалистов Центра беспилотных летательных аппаратов МАИ, грузоперевозки с помощью подобных машин станут промежуточным шагом к формированию общедоступной системы беспилотного воздушного транспорта - аэротакси. Кстати, создание технологий для реализации программы аэромобильности - это еще одно перспективное направление работы МАИ....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка