Автор: Максим Талавринов
Опубликовано: 02.03.2021, 08:27
 

Сети тянут в небо: в России появится интернет на коротких авиарейсах

За неограниченный доступ к мессенджерам в полете придется заплатить до $5


[image]

В России c апреля появится платный интернет на коротких авиарейсах. Такую услугу пассажирам предложит компания "Аэрофлот". Вопрос выхода в Сеть в полете также прорабатывают Utair и "Уральские авиалинии". "Аэрофлот" оборудует системой доступа в интернет 16 среднемагистральных самолетов из семейства Airbus A320, рассказали "Известиям" в пресс-службе перевозчика. На это авиакомпания может потратить почти $8 млн. А пассажиру придется заплатить от $5 до $25, сообщил источник "Известий" в группе "Аэрофлот". Предоставление интернета в самолете сегодня является дорогостоящей инвестицией, поэтому многие российские авиакомпании не спешат его внедрять, считают эксперты.

Остаться в Сети

В России с апреля появится платный интернет на коротких авиарейсах. Такую услугу первой в России предложит авиакомпания "Аэрофлот". Компания в этом году оборудует доступом в интернет 16 своих среднемагистральных самолетов из семейства Airbus A320 (сейчас в парке 105 таких машин). Об этом "Известиям" рассказали в пресс-службе "Аэрофлота". Там добавили, что у перевозчика нет планов оборудовать доступом в Сеть все имеющиеся сейчас в парке самолеты. Все новые машины семейства Airbus А320neo и А350 перевозчик будет получать уже оборудованными системами доступа, пояснили в компании.

Еще две авиакомпании - Utair и "Уральские авиалинии" - сейчас прорабатывают вопрос запуска интернета на борту, рассказали "Известиям" их представители.

Технологии и возможности предоставления интернета на борту постоянно расширяются, отметил в беседе с "Известиями" президент самолетного сегмента Utair Олег Семенов.

- Мы работаем над приемлемым для себя решением, и, безусловно, такая услуга появится. Концептуально мы не планируем включать ее в стоимость билета, а предоставим пассажирам возможность выбора этой дополнительной услуги, если она им будет нужна, - отметил он.

S7 Airlines не планирует в ближайшем будущем предоставлять пассажирам такую услугу, уточнил ее представитель. Оснащать интернетом самолеты авиакомпаний "Россия" и "Победа" также пока не планируется, заявили в пресс-службе "Аэрофлота".

Справка "Известий"

Сегодня "Аэрофлот" предоставляет интернет только на широкофюзеляжных лайнерах Airbus A330/A350 и Boeing 777, которые в основном выполняют дальнемагистральные рейсы. На Airbus A330 и Boeing 777 можно воспользоваться одним из трех тарифов: 200 мб интернета стоит $60, 35 мб - за $20, а 5 мб (можно использовать только в мессенджерах для отправки текстовых сообщений) - $5.

На Airbus A350 применяется другая линейка тарифов: 200 мб интернета в течение всего полета стоит $25, 120 мб на три часа - $17, 50 мб, на один час - $9, а неограниченный доступ к мессенджерам - $5. Именно такая линейка тарифов будет действовать на коротких рейсах, уточнил собеседник "Известий".


Первый подход

Стоимость оборудования одного узкофюзеляжного самолета Airbus А320 с доступом в интернет (комплект и монтаж) достигает $500 тыс., сообщил "Известиям" источник, знакомый с расценками. Таким образом, затраты "Аэрофлота" на оборудование 16 самолетов интернетом могут составить почти $8 млн. Средняя скорость передачи данных должна составить 10 мб/с, уточнили в пресс-службе авиакомпании.

Поставщиком оборудования для доступа в интернет на самолетах семейства Airbus A320 и провайдером услуг связи станет российская компания "Стек.ком" - оператор спутниковой связи и системный интегратор в области космических технологий, говорит источник "Известий" в группе "Аэрофлот".

"Стек.ком" в 2018 году выиграл тендер по оснащению 81 самолета Airbus 320/321 "Аэрофлота" оборудованием для доступа к стриминговой системе развлечений и в интернет по технологии Wi-Fi, а также на оказание услуг связи в течение трех с половиной лет. Начальная цена контракта составляла $57,5 млн. "Аэрофлот" должен был начать установку оборудования на самолеты еще в ноябре 2017 года, а закончить все работы в декабре 2019 года, писали СМИ. Представитель авиакомпании не уточнил, в связи с чем произошла задержка запуска интернета на коротких авиарейсах "Аэрофлота".

"Известия" направили запрос в "Стек.ком".

Только платный

Сегодня бесплатный интернет в самолете на внутренних рейсах предоставляет авиакомпания Japan Airlines, сообщается на ее официальном сайте. Но в России в ближайшей перспективе бесплатного интернета на внутрироссийских рейсах не будет, сказали "Известиям" в Bain & Company - консультанте "Аэрофлота".

- Мы не ожидаем в ближайшей перспективе субсидирования данной услуги со стороны авиакомпаний в России. Оно в том числе происходит за счет доходов от дальнемагистральной и международной частей маршрутной сети перевозчиков, а их восстановление из-за коронавируса будет медленным. Следовательно, возможностей у авиакомпаний обеспечить субсидирование такой услуги в России будет меньше, - отметил старший эксперт авиационной практики Bain & Company Олег Зуев.

По словам эксперта, эта услуга должна будет стать дополнительным источником сервиса и доходов перевозчиков. Большинство авиакомпаний, имеющих четыре или пять звезд от Skytrax (оценщик качества сервиса в мировой авиатранспортной отрасли), предоставляет сервис "интернет на борту", так как это один из факторов повышения лояльности пассажиров. По мнению Олега Зуева, в связи с развитием спутниковых технологий растут и требования пассажиров к скорости интернета: использование старых технологий с высокой стоимостью данных и низкой скоростью интернета может негативно сказаться на бренде авиакомпании и лояльности пассажиров.

Установка оборудования для обеспечения доступа в Сеть в полете - дорогостоящий проект, поэтому другие российские перевозчики не спешат вводить интернет на своих рейсах, считает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Масштабные вложения "Аэрофлота" в интернет на коротких рейсах - это часть реализации утвержденной стратегии до 2028 года, согласно которой авиакомпания станет премиальным перевозчиком с уровнем пять звезд от Skytrax (сейчас у него четыре звезды), добавил эксперт.

- Для массовой аудитории услуга доступа в интернет на коротких линиях не критична, поэтому вопрос будет только в ее цене. Будет дешево и с удобной оплатой - воспользуются, нет - обойдутся, - полагает эксперт.

По словам Олега Пантелеева, при прочих равных услугах "интернет на борту" будет влиять на выбор авиакомпании для полета, но ключевым на коротких рейсах не станет.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 марта 2021 года | Дайджест публикаций за 2 марта 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости