Автор: Илья Вайсберг
Опубликовано: 04.03.2021, 11:59
 

Андрей Ельчанинов: "Отсутствие полноценной нормативной базы - главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России"


[image]

Одно из приоритетных и перспективных направлений в области науки и техники в мире и России - беспилотная авиация. О состоянии этой отрасли в нашей стране, проблемах и решениях в эксклюзивном интервью журналу "АвиаСоюз" рассказал первый заместитель Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Андрей Ельчанинов.

"АС": Андрей Федорович, распоряжением Председателя Правительства РФ Вы назначены первым заместителем Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, с чем я Вас искренне поздравляю. Не могли бы Вы кратко рассказать об основных задачах на этом высоком посту?

А.Е.: Благодарю за поздравление. В соответствии с Положением о коллегии ВПК РФ первый заместитель Председателя организует текущую деятельность коллегии по всем вопросам, относящимся к ее компетенции, а также выполняет отдельные поручения Председателя коллегии. За решение этих задач я отвечаю лично.

Конечно же, с учетом моей предыдущей деятельности в качестве члена коллегии ВПК, председателя Совета по авиастроению особое внимание я уделяю вопросам формирования и выполнения Государственной программы вооружения, Государственного оборонного заказа в сфере авиации, повышения эффективности и качества разработки, изготовления, поставок, ремонта и эксплуатации авиационной техники.

"АС": В течение нескольких лет Вы также возглавляете Рабочую группу по проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного (двойного) назначения. В этой связи хотел бы поговорить с Вами о состоянии дел в сфере разработки и производства беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов в Российской Федерации.

А.Е.: В нашей стране в области создания беспилотных авиационных систем (БАС) и беспилотных воздушных судов (БВС) работает несколько сотен предприятий, составляющих основу инфраструктуры этого важного сектора экономики. Условно их можно разделить на несколько групп, специализирующихся, в первую очередь, на разработке и производстве:

  • БАС и БВС военного и специального назначения. Достаточно эффективно в этом направлении работают компании "Сухой", "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА), "Кронштадт" и др.;
  • БАС и БВС многоцелевого, в том числе, гражданского, назначения. Среди лидеров: компании "Кронштадт", "Вега", НПП "Радар ммс", "Аэрокон", "РТИ системы", Группа компаний "Беспилотные системы";
  • авиационных двигателей для БВС (предприятия "Агат" и УЗГА, компания "Наука Софт" совместно с ЦИАМ);
  • бортового оборудования, различной полезной нагрузки и программного обеспечения (концерн "МАНС", КБ "Луч", НПП "Радар ммс");
  • наземного оборудования, систем управления (компании "Промтекс", "Альбатрос" и др.);
  • комплектующих изделий (КИ) - несколько десятков организаций, занимающихся разработкой, производством и поставкой КИ.
Не следует забывать и о компаниях, оказывающих услуги в области применения БАС и БВС, обеспечения безопасности воздушного движения, подготовки авиационного персонала, включая внешних пилотов.

Научное и методическое сопровождение работ в области беспилотной авиации осуществляют ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА и ГкНИПАС, входящие в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", ЛИИ им. М.М. Громова, ВИАМ, а также ГосНИИ ГА.

Важную роль в развитии беспилотной отрасли играют Рабочая группа (РГ) "Аэронет" Национальной технологической инициативы (НТИ) и Ассоциация "Аэронет" в части разработки и реализации программ поддержки перспективных проектов.

Следует понимать, что деление на группы чисто условное, так как возможности и интересы многих организаций не ограничиваются лишь одной специализацией. Большинство предприятий-головников, разрабатывающих и производящих БВС, как правило, участвуют в создании бортового и наземного оборудования, систем управления для БАС, разработке программного обеспечения к ним, а также предоставлении различных услуг.

Примером комплексного подхода к созданию БВС различного назначения является деятельность АО "Кронштадт". Направления работ этого предприятия охватывают широкий спектр от разработки и изготовления БВС, бортового оборудования и целевой нагрузки, комплексов навигации и управления, программного обеспечения до создания наземных пунктов управления, тренажеров, систем и программ обучения соответствующих специалистов.

Отмечу, что беспилотная отрасль в мире развивается во многом за счет новых, преимущественно малых предприятий (стартапов), предлагающих участникам рынка более инновационную продукцию по меньшей цене. В этом контексте среди лидеров на отечественном рынке беспилотной авиации эффективно работают недавно созданные и активно развивающиеся компании "Беспилотные системы" (Ижевск), "Геоскан" (С-Петербург), "Аэрокон" (Казань), "Птеро" (Москва) и др.

Наращивают свое участие в этом процессе и государственные заказчики - все силовые министерства и ведомства, Минпромторг России, а также Государственная корпорация Ростех и другие структуры.

В настоящее время при создании БАС и БВС используются, в основном, нормативные документы, регламентирующие деятельность в области пилотируемой авиации. Своей "нормативки" для беспилотников практически пока нет. Поэтому и система управления в этой сфере, в том числе организация испытаний и сертификации, пока (до формирования собственной нормативной правовой базы) опирается на традиционную, применяемую при создании пилотируемых воздушных судов (ВС). Об этой проблеме более подробно остановлюсь ниже.

"АС": Какое место в мире в области беспилотной авиации занимает наша страна? Каковы реалии и перспективы развития БАС гражданского (двойного) назначения?

А.Е.: Востребованность БВС в мире значительно выросла за последние годы, став модным трендом. Наша страна, как я уже говорил, также активно участвует в этом процессе и постепенно выходит на конкурентные позиции. Это связано как с востребованностью отечественных беспилотников военного назначения, так и с широчайшими перспективами развития гражданского рынка БВС.

Сегодня доля России на мировом рынке беспилотных авиационных систем относительно небольшая, по некоторым исследованиям - 2-3%. Однако, по прогнозам специалистов, к 2035 г. в небе России ожидается одновременное нахождение не десятков, а сотен тысяч БВС. Они будут обслуживать создаваемый в нашей стране единый рынок работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих, потребностей экономики. Уже сейчас прорабатываются технологии применения БАС и БВС в различных отраслях для решения широкого спектра задач: мониторинга, в том числе экологического, разведки, фото- и видеосъемки, обнаружения и тушения пожаров, контроля уровня радиации, транспортных (аэротакси и грузовые БВС), медицинских, логистических услуг, выполнения сельскохозяйственных работ и др.

Руководство нашей страны уделяет самое пристальное внимание развитию этого сектора экономики. Наиболее проблемные и актуальные вопросы рассматриваются Комиссией при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий, Военно-промышленной комиссией РФ, Правительственной комиссией по транспорту и другими структурами.

Рынок беспилотной транспортной авиации сегодня только формируется. Предстоит решить огромный объем задач по выработке концептуальных решений по развитию этого нового вида транспорта, разработке и внедрению прорывных технологий в этой сфере. На мой взгляд, придание БВС "интеллекта" может обеспечить их более широкое применение.

Для масштабного использования беспилотников в качестве одной из важных задач необходимо разработать и создать полноценную инфраструктуру, имеющую как минимум: несегрегированное воздушное пространство, систему управления безопасностью полетов, наземный производственный комплекс (аэродромы, площадки, пункты дозаправки, центры технического обслуживания, передачи груза).

И конечно же, учитывая уже набившие оскомину проблемы организации и проведения обслуживания отечественной авиационной техники (АТ), в том числе поставляемой на экспорт, необходимо заблаговременно разработать полноценную и эффективную систему послепродажного обслуживания БВС.

В решении этих задач ведущую роль должны играть научно-исследовательские институты во главе с НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", ГосНИИ ГА и головные разработчики БАС и БВС.

"АС": Андрей Федорович, давайте поговорим о состоянии и перспективах формирования полноценной отечественной нормативной базы в области беспилотной авиации, в том числе ее интеграции в сферу гражданской авиации?

А.Е.: В рамках работы Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ и Рабочей группы по проблемам развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного (двойного) назначения проделана большая работа по формированию новой ре-дакции одного из основополагающих документов - Положения о порядке создания авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения. Особое внимание при этом уделено разработке нормативной базы в области конструирования, производства и испытания БВС. В настоящее время этот документ находится на заключительной стадии согласования и будет представлен для рассмотрения и заключения на НТС коллегии ВПК Российской Федерации.

Как я уже отметил, действующие документы, определяющие порядок создания авиационной техники военного (специального) и двойного (гражданского) назначения, практически не учитывают специфику той области, которую мы обсуждаем. Многие вопросы не урегулированы и не имеют правого статуса, в том числе и внедрение БВС в единое воздушное пространство России. Отсутствуют и отдельные нормы по разработке, производству и испытаниям БВС, малоразмерных двигателей, бортового и наземного оборудования. Важной составляющей является и разработка современной нормативной базы по сертификации БВС. Можно констатировать, что отсутствие полноценной нормативной базы - главный сдерживающий фактор развития беспилотной авиации в России.

Во многих странах уже разработаны требования к созданию и правила использования беспилотных воздушных судов в сфере гражданской авиации. Правда, это касается только беспилотников с небольшой массой. Нормативную базу для крупноразмерных БВС еще предстоит создать.

Она должна регламентировать все аспекты: от утверждения норм летной годности БВС, лицензирования внешних пилотов до установления требований по экологической безопасности. Основной пакет международных стандартов и рекомендаций для крупноразмерных БВС гражданского назначения, а на их базе и национальных документов, планируется создать к 2024 г.

При этом, работа по созданию нормативной базы для беспилотников в нашей стране уже ведется. НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" выполнена НИР, в рамках которой разработан проект "Программы совершенствования нормативного обеспечения создания и испытаний комплексов с беспилотными летательными аппаратами на 2019-2030 гг.". В стадии разработки и реализации и ряд других документов в этой сфере.

Правительством РФ утверждена разработанная Рабочей группой "Аэронет" НТИ "дорожная карта" с перечнем основных нормативных правовых актов, подлежащих уточнению и разработке в области беспилотной авиации. Ее реализация во многом сдерживается отсутствием готовых технологических и технических решений, обеспечивающих безопасную интеграцию БАС в единое воздушное пространство.

В соответствии с Doc 10019 AN/507 "Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС)", их безопасная интеграция в несегрегированное воздушное пространство является длительным процессом, требующим согласованных действий многих заинтересованных сторон, каждая из которых привносит в этот процесс свой опыт в других областях деятельности. Всем участникам этого процесса предстоит большая и напряженная работа в достижении поставленной цели.

"АС": Какие еще "узкие места" и проблемные вопросы в сфере бес-пилотной авиации требуют решения?

А.Е. Еще одно "узкое место" - необходимость опережающей разработки и производства отечественных поршневых и электродвигателей для БВС различного класса, новых технологических и конструктивных решений, в том числе создания и применения композитных материалов, элементной базы, программного обеспечения и т. д.

В современных политических и экономических реалиях при разработке отечественных БПЛА уже на стадии разработки технических требований следует максимально закладывать комплектующие изделия отечественного производства.

В этом контексте можно выделить ударные беспилотники "Альтиус" и "Охотник", поскольку их создание велась с максимальным упором на отечественную элементную базу.

С этой целью только для "Альтиуса" пришлось организовать кооперацию из 70 с лишним высокотехнологичных предприятий. Практически все в этих ударных беспилотниках создавалось с нуля: от элементов управления и бортового оборудования до разведывательных систем с блоками наблюдения.

Мне известно, уважаемый Илья Григорьевич, что в очередном номере журнала "АвиаСоюз" будет опубликован большой блок материалов по различным аспектам беспилотной авиации. Уверен, что их авторы глубоко и предметно обозначат проблемы в области создания и применения БАС и БВС. Безусловно, тематика беспилотной авиации найдет отражение в планах работы коллегии ВПК РФ и ее органов - Совета по авиастроению и соответствующей Рабочей группы. Наиболее актуальные предложения по решению проблемных вопросов в этой сфере, высказанные авторами публикаций в журнале "АвиаСоюз", обязательно будут нами рассмотрены.

"АС": Андрей Федорович, благодарю Вас за содержательное интервью.

 

Дайджест прессы за 4 марта 2021 года | Дайджест публикаций за 4 марта 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости