О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Генеральный директор ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" рассказал об основных направлениях развития аэронавигационной системы

Генеральный директор ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Игорь Моисеенко выступил на научно-практической конференции "Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России"

Генеральный директор ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Игорь Моисеенко выступил на научно-практической конференции "Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России", прошедшей в Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского" в онлайн-формате, с докладом "Основные направления развития Аэронавигационной системы Российской Федерации". Предлагаем доклад Вашему вниманию. С целью поступательного перехода к аэронавигационной системе России более высокого уровня, разрабатываются проекты программных документов, направленных на совершенствование системы ОрВД России, прежде всего - это Стратегия развития Аэронавигационной системы до 2030 года, разработанная в соответствии с федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Данная стратегия является неотъемлемой частью системы стратегического планирования Российской Федерации и разработана на основе Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России. В Стратегии под Аэронавигационной системой Российской Федерации понимается совокупность организаций, инфраструктуры и процессов организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей. Стратегия определяет цели и направления развития Аэронавигационной системы Российской Федерации на период до 2030 года, и является основой для разработки Аэронавигационного плана Российской Федерации, внесения изменений в нормативную правовую базу в сфере аэронавигации, планирования инвестиций в исследования, внедрения новых технологий и оборудования. Аэронавигационный план Российской Федерации - это среднесрочный план внедрения новых сервисов, процедур и инфраструктуры аэронавигационного обслуживания. Задача аэронавигационного плана - детализация инициатив Стратегии развития Аэронавигационной системы с точки зрения технологий, масштаба и сроков внедрения. План мероприятий ("Дорожная карта") - представляет собой набор скоординированных мероприятий по реализации Стратегии развития Аэронавигационной системы и Аэронавигационного плана с указанием сроков и ответственных исполнителей. Для реализации инициатив Стратегии также необходима программа развития национального провайдера аэронавигационного обслуживания. В соответствии с проектом Стратегии развития Аэронавигационной системы России до 2030 года, стратегическими направлениями развития Аэронавигационной системы Российской Федерации являются:
  • обеспечение оптимальных плановых траекторий полета с точки зрения расхода топлива и времени за счет внедрения Концепции воздушного пространства на принципах PBN;
  • обеспечение необходимой пропускной способности и оптимальных фактических траекторий полета;
  • обеспечение оптимального руления, повышение пропускной способности и безопасности при аэродромном диспетчерском обслуживании;
  • использование цифровых каналов связи и спутниковых технологий при аэронавигационном обслуживании;
  • обеспечение уровня инвестиционных и операционных затрат системы, адекватного объему и качеству аэронавигационных услуг.
В целях реализации представленных в Стратегии развития Аэронавигационной системы России инициатив, в 2019 году была сформирована Долгосрочная программа развития Предприятия на 2020-2030 годы, где определены следующие стратегические цели ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", это:
  • обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;
  • снижение расходов пользователей при использовании воздушного пространства Российской Федерации;
  • развитие квалифицированного социально-защищенного, ориентированного на пользователя АНО персонала, обеспечивающего постоянное улучшение производственной деятельности;
  • снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности Предприятия на окружающую среду.
Мероприятия Программы развития Предприятия в отношении организации воздушного движения и использования воздушного пространства направлены на достижение уставных целей деятельности Предприятия и реализацию перспективных направлений развития, с учетом стандартов и рекомендуемой практики ИКАО и мирового опыта, в целом. Программой предусмотрены мероприятия, с разбивкой на следующие блоки:
  • организация воздушного движения;
  • навигация и PBN;
  • наблюдение, и;
  • аэронавигационная информация.
Мероприятия, направленные на развитие системы организации воздушного движения предусматривают: 1. Внедрение процедур гибкого использования воздушного пространства (FUA) для снижения негативного эффекта от использования зон ограничения полетов. Мы планируем и уже реализовываем целый комплекс мероприятий по улучшению гибкости ИВП, а также по внедрению в России воздушного пространства свободной маршрутизации. 2. Переход к усовершенствованной системе планирования ИВП и ОПВД (ATFCM). Для качественного решения задач планирования в Главном центре ЕС ОрВД будет предусмотрено построение оптимальной модели потоков воздушного движения. Взаимодействие с пользователями будет оптимизировано с помощью общесистемного управления информацией. 3. Внедрение систем управления прибытием (AMAN) и управления вылетом (DMAN) с учетом интенсивности полетов на наиболее загруженных аэродромах. 4. Внедрение процедуры совместного принятия решений (A-CDM) в целях исключения несогласованности действий между операторами аэродромов и органами ОВД при планировании полетов, а также улучшения взаимодействия органов ОВД, служб аэропортов и пользователей воздушного пространства. 5. Применение сокращенных интервалов эшелонирования с учетом турбулентности следа. На первом этапе внедрение сокращенных интервалов эшелонирования при взлете/посадке (RECAT), на следующем - динамического эшелонирования, основанного на времени (TBS). 6. Внедрение технологии дистанционного ОВД (RATS) для сокращения эксплуатационных затрат на тех аэродромах, где это целесообразно. 7. Внедрение усовершенствованных систем управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS), что позволит органам ОВД контролировать движение на площади маневрирования в сложных метеоусловиях, а там, где это необходимо, автоматизировать управление движением на площади маневрирования. 8. Создание концепции системы управления информацией (SWIM) для перехода к унифицированным формам передачи данных и интерфейсам. 9. В целях интеграции БВС в единое воздушное пространство планируется разработка процедур полетов БВС на предельно малых высотах и в прямой видимости, а также совместного использования воздушного пространства с пилотируемыми ВС. В результате реализации Долгосрочной программы развития Предприятия будет обеспечен приемлемый уровень безопасности полетов при росте интенсивности воздушного движения. При этом индекс удовлетворенности пользователей воздушного пространства Российской Федерации услугой аэронавигационного обслуживания к 2030 году должен достигнуть уровня 90%. Таким образом, реализация комплекса инициатив Стратегии развития Аэронавигационной системы Российской Федерации до 2030 года и Долгосрочной программы развития Предприятия до 2030 года позволит кардинально повысить качество аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства, что приведет к снижению затрат как эксплуатантов, так и нашего Предприятия, за счет оптимизации структуры воздушного пространства, траекторий полетов воздушных судов, внедрения передовых технологий ОВД и лучшей мировой практики в деятельность оперативных органов ЕС ОрВД. Немаловажным фактором развития Предприятия также является реформирование оперативных органов, отвечающих за планирование и координирование порядка ИВП, а также приоритетным направлением можно считать оптимизацию уровня ОВД, особенно это актуально для удаленных аэродромов, с низкой интенсивностью полетов, но социально важных, с точки зрения жизнедеятельности населения. Надеюсь, что совместная работа с авиакомпаниями, международными и общественными организациями и органами исполнительной власти России позволит реализовать запланированные мероприятия, что обеспечит аэронавигационной системе Российской Федерации достойное место в системе Глобальной мировой Аэронавигационной системе. В заключении хочу сказать несколько слов о проделанной работе по развитию Аэронавигационной системы Российской Федерации. 3 декабря 2020 года во исполнение решения Правительственной комиссии по транспорту осуществлен переход на выполнение полетов в условиях новой структуры воздушного пространства Московской и 4-х смежных зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Изменилась структура воздушного пространства не только в столичном регионе, но и почти над всей европейской частью России. Это событие безусловно является знаменательным для всей авиационной отрасли страны. В новой структуре оптимизированы запретные зоны и зоны ограничения полетов, разработаны схемы маневрирования для основных аэродромов Московского узлового диспетчерского района, а также других аэродромов Московской и смежных зон ЕС ОрВД. Всего изменения затронули 84 аэродрома. Особое внимание при внедрении новой структуры уделено безопасности полетов. Ожидается, что уровень безопасности повысится в 1,8 раза. В результате внедрения новой структуры воздушного пространства существенно сократилось количество сеансов радиообмена с экипажами воздушных судов, а, соответственно, снизилась загруженность авиадиспетчеров и пилотов. Новая структура имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Обеспечена возможность внедрения в ближайшее время перспективных интеллектуальных технологий управления потоками прилетающих и вылетающих воздушных судов. Такие масштабные изменения структуры стали возможны благодаря совместным усилиям всех заинтересованных сторон. В целях сопровождения новой структуры воздушного пространства и оперативного решения вопросов, связанных с выполнением полетов в условиях новой структуры, приказом Росавиации 20 января 2021 года создана соответствующая Рабочая группа. На слайде представлены федеральные органы исполнительной власти и организации, представители которых включены в состав рабочей группы. Также необходимо отметить, что в 2009 году началась реализация Федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)". Наглядным подтверждением масштабной работы по ее выполнению стало создание одиннадцати укрупненных центров ЕС ОрВД. В текущем году планируется завершить работы по созданию Санкт-Петербургского укрупненного центра, после чего общее количество укрупненных центров составит - двенадцать, плюс два обособленных центра - Калининград и Симферополь....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка