Автор: Роман Барский
Опубликовано: 09.03.2021, 10:54
 

Boeing, Airbus, COMAC. Борьба за безопасность или бизнес?


[image]

Администрация гражданской авиации Китая (CAAC) еще не приступила к началу процедуры ресертификации самолета Boeing 737MAX. Китайские чиновники аргументируют, что "не полностью удовлетворены" относительно ряда вопросов, касающихся безопасности эксплуатации этого типа.

Две новости, в которых Boeing - связующее звено. Первая. Китайские авиационные власти не торопится ресертифицировать Boeing 73X7MA, не считая его безопасным. Вторая. Boeing написал письмо в Европейское агентство по безопасности полетов (EASA), в котором переживает за безопасность конструкции A321XLR с большим вкладным баком позади отсека шасси.

Европейский Airbus A321XLR - узкофюзеляжный, межконтинентальный, дальнемагистральный - пока не имеет аналога в продуктовой линейке Boeing. И значит, может захватить эту нишу до того момента, когда американская компания сделает такой же самолет. В такой ситуации "затянуть" сертификацию самолета конкурентов из-за топливного бака - это повысить свою долю в этой будущей нише.

Кстати, в этом году в КНР ожидается завершение сертификации китайского узкофюзеляжного самолета COMAC C919, являющегося конкурентом Boeing 737MAX и Airbus A320neo. Авиакомпания China Eastern Airlines 1 марта подписала контракт на покупку пяти таких самолетов и официально будет стартовым оператором нового типа. Первые поставки запланированы на конец 2021 г.

Китай - первая в мире страна, которая ввела временный запрет на полеты МАХ в марте 2019 г. после двух катастроф: Lion Air и Ethiopian Airlines.

"На настоящий момент основные опасения, высказанные СААС, не полностью сняты, и по этой причине техническое рассмотрение не достигло стадии сертификации летной годности", - цитирует заместителя начальника СААС Дона Чжийи государственное издание Global Times. Там же отмечается, что СААС продолжает совместную работу с Федеральной авиационной администрацией США (FAA) и Boeing по "систематическому" пересмотру ресертификационных процедур.

Три условия, выдвинутых СААС для возобновления эксплуатации типа, - сертификация изменений конструкции, расширение курса переподготовки для летного состава, эффективные решения для устранения замечаний, сделанных по результатам расследования двух катастроф.

CAAC не опубликовала конкретные претензии к директивам летной годности, выпущенным FAA или Европейским агентством по безопасности авиаперевозок (EASA).

В Азиатско-Тихоокеанском регионе первым государством, разрешившим возобновление эксплуатации В-737МАХ, на прошлой неделе стала Австралия.

Компания Boeing направила в Европейское Агентство по безопасности полетов EASA письмо, в котором выразила обеспокоенность по поводу безопасности конструкции новейшего узкофюзеляжного самолета A321XLR своего прямого конкурента корпорации Airbus.

В Boeing считают, что конструкция топливного бака, предназначенная для увеличения дальности полета A321XLR, "представляет множество потенциальных опасностей".

Интегрированный в фюзеляж топливный бак Airbus

Все дело в том, что Airbus планирует разместить один топливный бак непосредственно в фюзеляж, а его форма будет повторять контуры самолета, что позволит A321XLR нести больше топлива.

Этот дополнительный бак объединен с секциями фюзеляжа номер 15 и 17, расположен сразу за отсеком основных стоек шасси и вмещает до 12 900 литров авиационного керосина.

Главное отличие и преимущество новой концепции от Airbus - такой топливный бак занимает меньше места в грузовом отсеке, что позволит перевозить дополнительные грузы на дальних маршрутах, с увеличенной до 8700 км дальностью полета.

На что жалуется Boeing

"Встроенный в фюзеляж бак, при внешнем возгорании ... может не дать пассажирам достаточно времени, чтобы безопасно покинуть самолет", - заявляют в Boeing.

Американский производитель считает, что интегрированный в фюзеляж топливный бак A321XLR "... по своей сути обладает меньшей ударопрочностью, чем обычные..." и это может представлять потенциальную опасность в случае проблем с шасси или выкатки самолета за пределы ВПП.

На прошлой неделе EASA отреагировало на письмо и заявило, что согласно с опасениями Boeing по поводу "ударопрочности конструкции" бака и рисков возгорания из-за внешнего воздействия. В сообщении агентства говорится о том, что оно будет определять меры по соблюдению безопасности в специальных документах.

Чем это может грозить Airbus

Очевидно, что Boeing, высказывая свою "обеспокоенность", в первую очередь заботится о своей доле на рынке и никак не безопасностью пассажиров. А затяжной кризис с 737MAX и в целом в отрасли авиаперевозок подкосили финансовое состояние американского авиапроизводителя.

В настоящее время у Boeing нет самолета для прямой конкуренции с A321XLR от Airbus. Модель 757 устарела морально, а проект NMA (New Midsize Airplane - Новый среднеразмерный самолет), который также называют 797 или 5X, находится в стадии аванпроекта и ожидается не ранее 2024-2025 годов.

В этой связи любые продолжительные споры по поводу конструкции и сертификации конкурента Boeing в лице A321XLR могут отложить начало его эксплуатации с "конца 2023 года" до 2024 года или позже.

Airbus должен будет продемонстрировать специалистам EASA, что центральный топливный бак нового типа будет таким же безопасным как и конструкции топливных баков базового самолета (A321neo) через "испытания, анализ, подтвержденный испытаниями, или по схожести по конструкции", - сообщило EASA.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 марта 2021 года | Дайджест публикаций за 9 марта 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости