Опубликовано: 09.03.2021, 10:59
 

Вспомните, каким он парнем был…


[image]

9 марта 2021 года Юрию Гагарину исполнилось бы 87 лет.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области. После войны, пережив трудное время немецкой оккупации, семья Гагариных переехала в город Гжатск. Потом у молодого Юрия были учеба в школе, ремесленном училище, Саратовском индустриальном техникуме. Время летело незаметно и было до предела заполнено - кроме учебы и производственной практики, комсомольская работа, спорт. Именно тогда Гагарин увлекся авиацией и в октябре 1954 года записался в Саратовский аэроклуб. Уже в июле он совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.

3 августа 1955 года саратовская областная газета "Заря молодежи" опубликовала репортаж "День на аэродроме", в котором упоминалось и имя Гагарина. "Первая похвала в печати многое значит в жизни человека", - писал позднее Юрий Алексеевич.

27 октября 1957 года Юрий Гагарин женился на Валентине Ивановне Горячевой, которая стала его верным соратником на многие годы. В их семье выросли две дочери - Лена и Галя.

В октябре 1955 года Юрий Гагарин был призван в ряды Советской Армии, через два года с отличием окончил 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков и прибыл к месту своего назначения - истребительный авиационный полк Северного флота. Потекли армейские будни: полеты в условиях полярного дня и полярной ночи, боевая и политическая подготовка. Летать Гагарин любил, летал с удовольствием и, вероятно, так бы и продолжалось много лет, если бы не набор для переучивания на новую технику, который проводили среди молодых летчиков-истребителей. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов. Такие же заявления написали еще 3460 летчиков нашей страны. Для первичной беседы были отобраны 347 человек. После прохождения всех этапов медицинского обследования к тренировкам приступили 20 будущих космонавтов. Впрочем, тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли туманно именовали "новой техникой".

В июне 1960 года отряд будущих космонавтов впервые принимает в ОКБ-1 Сергей Королев. Он проводит их по цехам, показывает различные типы космических кораблей и подводит к кораблю-спутнику "Восток". Королев спросил их тогда: "Ну, кто хочет посидеть в кресле пилота?". Ответом была смущенная тишина. И только один Гагарин, протиснувшись из второй шеренги, сделал шаг вперед и сказал: "Старший лейтенант Гагарин готов посидеть в кресле пилота!". За этим последовала очаровательная улыбка будущего героя. В то время ему шел 26-й год. Юрий снял ботинки, ловко и быстро залез в кабину, осмотрелся, потрогал детали. Когда он вернулся в строй, Королев произнес: "Товарищи, это тот самый корабль, в котором однажды кто-то из вас полетит. Куда? На высоту 300 километров".

С августа 1960 года будущих космонавтов начинают серьезно "муштровать": в термокамере подвергают температурам до 40 градусов, в барокамере - супернизкому давлению (эквивалентному на высотах 50 километров над уровнем океана). "Курсантов" сбрасывают в скафандрах в ледяную воду до 10 раз в течение дня. Они неоднократно совершают прыжки с парашютом.

Кратковременную невесомость - 20-25 секунд - молодые люди испытывают во время полетов на специально переоборудованном самолете "Ту-104". Летчиков крутят, вертят, трясут на "адских машинах" - специальных центрифугах. Кроме того, они изучают устройство макета космического корабля. По итогам занятий в группе остается по одним данным пять, по другим - шесть человек. В начале 1961 года летчиков возят на Байконур, они становятся свидетелями нескольких аварийных пусков кораблей без пилота. Смертельную опасность полета осознают абсолютно все. И все же: кто полетит первым? Версий почему выбрали именно Гагарина немало: от "его выбрало время" до "у него очень обаятельная улыбка". Наиболее близкими к истине представляются воспоминания очевидцев об экзамене на честность, который из всех кандидатов на первый полет выдержал лишь Юрий Гагарин. Даже навскидку можно найти две версии этого события. Первая. Конструктор Сергей Королев, ответственный за проект полета человека в космос, был очень озабочен проблемой отбора, поэтому решает сам проверить, чем же отличаются летчики один от другого (все они одинакового роста, веса, все - старшие лейтенанты, кроме Комарова, который уже тогда был капитаном). Королев приглашал по очереди к себе в кабинет будущих космонавтов и задавал одни и те же вопросы. Как здоровье, настроение, моральное состояние? Потом переходил к вопросам профессионального толка. Как проходят тренировки на центрифуге? По воспоминаниям мамы Гагарина Анны Тимофеевны, он честно ответил Королеву: "Сергей Павлович, это самое трудное для меня испытание, чтоб провалилась эта железяка! После нее у меня зайчики прыгают в глазах, я еле на ногах держусь, а когда залезаю в нее, мысленно крещусь". Наверное, это признание было равносильно катастрофе! Претендент в космонавты не выдерживает главного испытания перед полетом! Но реакция конструктора была как раз обратной - он выскочил из-за стола, схватил руки Юры и долго тряс и пожимал их со словами: "Спасибо за честность, теперь я все понимаю"…

Как оказалось позднее, остальные претенденты "решили не разочаровывать Королева". Они ответили, что тренировки проходят нормально, голова не кружится, а садятся в центрифугу они чуть ли не с удовольствием. Слушая такие ответы, конструктор понял, что, находясь в неестественных условиях - на борту космического корабля, только Гагарин честно и откровенно скажет о том, что он почувствует и испытает. А это, по мнению конструктора, было необычайно важным. Вторая версия этой истории - та же, по сути, хотя отличается в деталях. Опять-таки - выбор сделал Сергей Королев, который говорил: "Юра - настоящий русский парень: честный и добросовестный, открытый и жизнерадостный, смелый и талантливый и очень любящий людей". Как-то раз Королев сообщил космонавтам (на конечном этапе подготовки осталось 6 человек), что им предстоит важный тест. Каждого спросил: "Готов к выполнению задания?". Пятеро ответили: "Готов!" И лишь Гагарин признался: "С утра болит голова, но к выполнению задания готов". Тогда Королев объяснил: "За завтраком вам дали препарат, от которого у каждого из вас сейчас голова раскалывается". Все шестеро действительно чувствовали себя отвратительно, но правду сказал один Гагарин. И это притом что накануне все участники поставили свои подписи под "Положением о космонавтах" и обязались докладывать даже о малейшем недомогании.

Сергей Павлович обладал невероятным авторитетом, и государственная комиссия, выслушав доводы Королева, проголосовала за Гагарина, утвердила его первым на полет, а дублером - Титова.

Из служебной характеристики Ю.А. Гагарина:

"Уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу, невозможно вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятнее всего потому, что у него юмором, смехом до краев полна голова. Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделен беспредельным самообладанием. Чистосердечен. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Скромен. Интеллектуальное развитие весьма высокое. Прекрасная память. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Отношения с женой нежные, товарищеские. Похоже, знает жизнь больше, чем некоторые его друзья".

12 апреля 1961 года Гагарин первым из землян совершил космический полет на корабле "Восток". За 108 минут облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестностях деревни Смеловки Терновского района Саратовской области. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.

Гагарин в Комсомольске-на-Амуре

Юрий Гагарин был в Комсомольске-на-Амуре в 1967 году - в дни празднования 35-летия города. Приехал на теплоходе "Георгий Седов" 15 июня 1967 года, вместе с участниками Всесоюзного слета молодых передовиков производства, который должен был состояться в городе.

На набережной Амура космонавта встретили, был проведен митинг. После - торжественное открытие Дома Молодежи.

На следующий день, 16 июня 1967 года, во Дворце культуры имени 50-летия Октября начал работу слет молодых передовиков производства. Ю.А. Гагарин был членом Президиума и выступил на открытии слета.

17 июня 1967 Юрий Гагарин посетил Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Кортеж из четырех машин - Гагарин и сопровождающие - заехал на завод с проходных территории "Б" и проследовал на заводской аэродром. На всем пути следования Гагарина встречали тысячи заводчан.

17 июня 1967 года во Дворце культуры имени 50-летия Октября состоялось общегородское собрание, на котором Комсомольску-на-Амуре был вручен орден Ленина. В этот же день Ю.А. Гагарин посетил Выставку достижений предприятий города, которая разместилась в Летнем театре ПКиО авиастроителей.

18 июня 1967 года в 10.00 на площади им. В.И. Ленина состоялся митинг, на котором присутствовал Ю.А. Гагарин.

Дальнейшие праздничные мероприятия - спортивный праздник на Амуре и на стадионе "Строитель". Вечером у речного вокзала был митинг и торжественные проводы участников Всесоюзного слета.

Филиал ПАО "Компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина" входит в состав ОАК, входит в состав Госкорпорации Ростех.

Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в состав Госкорпорации Ростех) создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России. Входящие в корпорацию предприятия выпускают самолеты таких всемирно известных брендов как "Су", "МиГ", "Ил", "Ту", "Як", "Бериев". Предприятия OAK выполняют полный цикл работ от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники. Генеральный директор ПАО "ОАК" - вице-президент ОООР "СоюзМаш России" Юрий Борисович Слюсарь.

Госкорпорация Ростех - одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности - авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, "Вертолеты России", ОДК, Уралвагонзавод, "Швабе", Концерн Калашников и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий "Умного города", занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «КнААЗ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 9 марта 2021 года | Дайджест публикаций за 9 марта 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «КнААЗ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости