О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Женщинам по плечу любая высота

Сегодня никого не удивишь тем, что представительницы прекрасной половины человечества пилотируют тяжелые гражданские лайнеры и маневренные истребители, проектируют летательные аппараты, возглавляют авиакомпании

Давно уже разрушен стереотип о том, что у авиации и космонавтики мужское лицо, что женщинам место на земле. Сегодня никого не удивишь тем, что представительницы прекрасной половины человечества пилотируют тяжелые гражданские лайнеры и маневренные истребители, проектируют летательные аппараты, возглавляют авиакомпании. Но так было не всегда. Давайте накануне 8 марта вспомним о достижениях женщин, которые покорили и небо, и космос.

Она была первой

Первой женщиной пилотом в России стала Лидия Зверева. В 1910 году двадцатилетняя девушка посетила авиашоу в Санкт-Петербурге, где выступала первая в мире пилотесса Раймонда де Ларош. Любовь к небу оказалась любовью с первого взгляда. В том же году Лидия поступила в Летную школу Российского авиационного союза в Гатчине, успешно прошла обучение и сдала все экзамены. Получив российский сертификат авиатора №31, она стала восьмой женщиной в мире, получившей лицензию пилота. Начало летной карьеры было типичным для авиаторов тех лет: гастроли и выступления на авиашоу. Однако вскоре Лидия вместе со своим мужем Владимиром Слюсаренко пошли на необычный шаг: создали собственную мастерскую по строительству самолетов и открыли летную школу, в которой они выступали и инструкторами. Таким образом, Л. Зверева стала первой в нашей стране женщиной - инструктором и первой освоила профессию испытателя самолетов.

Авиасалон МАКС бережно хранит историю становления авиации в России. Гости выставки получают уникальную возможность погрузиться в атмосферу тех лет, когда аэропланы были в новинку. В летной программе МАКС-2015 участвовала реплика самолета Farman IV. Именно на такой машине гастролировала по Восточной Европе Лидия Зверева, такие самолеты, выпущенные на ее предприятии, она облетывала перед передачей заказчикам.

Мирные рекорды

Вторая половина 1930-х годов. Весь мир охвачен лихорадкой авиационных рекордов. Олимпийский лозунг "Быстрее, выше, сильнее!" авиаторы переделали на свой лад, соревнуясь в скорости, высоте, грузоподъемности и дальности полета. Наряду с мужчинами рекорды ставили и женские экипажи. Триумф советских летчиц состоялся в сентябре 1938 года, когда экипаж в составе командира Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой совершил беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток длительностью 26 с половиной часов. Преодолев 6450 км, пилотессы установили женский мировой рекорд дальности.

Опаленные войной

В годы Великой Отечественной войны в нашей стране по инициативе Марины Расковой было сформировано три женских авиационных полка. 586-й истребительный летал на Як-1, 587-й бомбардировочный, под командованием Расковой, - на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, а 588-й ночной бомбардировочный - на По-2.

Последнее подразделение, шутливо прозванное сослуживцами "Дунькин полк" (командиром полка была капитан Евдокия Бершанская), до конца войны оставалось полностью женским: все должности от механиков и техников до штурманов и пилотов занимали только женщины. А вот враги именовали наших летчиц "ночными ведьмами". И действительно, то, что вынесли на своих плечах хрупкие девушки, находится за пределами человеческих возможностей. Полк 23 тысячи 672 боевых вылета. Это означает, что в ночь экипаж порой совершал 6-8 вылетов летом и до 10-12 - зимой. Перерывы между полетами не достигали и десяти минут. Более 250 девушек полка награждены орденами и медалями, в том числе 23 из них присвоено звание Героя Советского Союза, двум - Героя России и одной - Народного Героя Республики Казахстан.

Изначально созданный как учебный самолет, По-2 под управлением женских экипажей стал грозным оружием. К сожалению, время не пожалело эти неприхотливые машины, выполненные из дерева, обтянутого перкалем. Но и по сей день реплики этой легенды можно увидеть на авиашоу. Посчастливилось наблюдать полеты По-2 и гостям МАКС.

Покорение космоса

Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом и единственной женщиной, выполнившей эту сложную миссию в одиночку. Со словами "Эй! Небо! Сними шляпу!" она отправилась в полет, длившийся три дня. Тогда ей было всего 26 лет. Позади - занятия парашютным спортом, обучение в отряде космонавтов, тренировки в термокамере, сурдокамере, барокамере, испытания перегрузками и невесомостью. Впереди - мировой триумф и десятилетия общественной работы.

После этого уникального полета почти два десятилетия - с 1963 по 1982 год - женщины не выполняли космических полетов. Затишье прервала Светлана Савицкая: вторая женщина-космонавт и первая, совершившая выход в открытый космос. Даже без двух космических полетов Светлана Евгеньевна сделала такую карьеру в авиации, которой позавидовали бы многие мужчины. Выпускница МАИ, она получила квалификацию "летчик-инструктор", входила в состав сборной команды СССР по самолетному спорту, выиграла мировое первенство 1970 года, установила три мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолетах, в том числе четыре женских рекорда высоты и скорости на МиГ-25ПУ.

"Мадам МиГ"

Марина Попович вошла в историю как единственная в стране женщина - летчик-испытатель 1-го класса. Начав путь в небо с саранской Центральной объединенной летно-технической школы, она освоила планеры, поршневые и реактивные самолеты. С 1964 года - летчик-испытатель, служила в Научно-испытательном институте ВВС СССР в Чкаловском. Именно там она первой из советских летчиков-испытателей женского пола преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21. Затем пять лет Марина Попович работала ведущим летчиком-испытателем в ОКБ Олега Антонова. Итог летной работы - налет около 6 тысяч часов и более 100 авиационных рекордов.

Вертолетчица №1

Инна Копец стала первой в СССР женщиной, освоившей пилотирование вертолета. Сделав свои первые шаги на винтокрылой технике в вертолетном отделении ДОСААФ в Калуге, Инна Андреевна связала свою жизнь с полетами в Западной Сибири и на севере страны. Санитарные рейсы, авиационно-химические работы, обслуживание геологических экспедиций, работа со строителями газопровода "Средняя Азия - Центр"... ее летная карьера в гражданской авиации началась на первом серийном советском вертолете Ми-1. После переучивания летала на тяжелых вертолетах Ми-8 и сверхтяжелых Ми-26. В мире нет ни одной женщины, которая могла бы соревноваться с ней по налету: 11,5 тысяч часов! Пилот первого класса, мастер спорта международного класса, Инна Копец установила 15 женских мировых рекордов.

Абсолютный чемпион

Международная авиационная федерация удостоила звания лучшего пилота столетия российскую пилотессу Светлану Капанину. Еще в 2003 году Книга рекордов Гиннесса объявила ее самым титулованным пилотом в мировой спортивной авиации. Но знали ли эксперты этого влиятельного издания, что в 2005, 2007 и 2011 годах Светлана Владимировна снова соберет кубки на чемпионатах мира по самолетному спорту, став единственной в мире семикратной абсолютной чемпионкой? Количество завоеванных на престижных соревнованиях медалей, преимущественно золотых, превысило сотню.

Светлана Капанина активно продолжает полеты, и ее пилотаж становится украшением летной программы Международных авиационно-космических салонов.

Невозможно в одной статье рассказать о том огромном вкладе, который внесли женщины в развитие авиации и космонавтики. Да и итоги подводить рано: история покорения пятого океана и штурма космоса пишется каждый день.

Пожелаем прекрасной половине человечества безопасных полетов, новых высот и теплой встречи дома! Пусть сбываются все мечты и надежды, пусть каждый день будет озарен счстливой улыбкой, а красота весенних цветов подарит радость и благополучие!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка