О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЛИИ: 80 лет на летной работе

Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова 8 марта отмечает 80-летие. Трудно найти столь же героическую научную организацию

Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова 8 марта отмечает 80-летие. Трудно найти столь же героическую научную организацию: сам институт награжден орденами "Красное Знамя" и Октябрьской революции, среди его сотрудников - 30 Героев Советского Союза, Героев России, Героев Социалистического Труда. А еще ЛИИ - самый гостеприимный из сверхсекретных институтов: раз в два года он принимает сотни тысяч посетителей салонов МАКС. Школа для Героев, ясли для самолетов Предвоенные годы для отечественного авиастроения были самым насыщенным периодом. Если в 1938 году на стадии проектирования, постройки и заводских испытаний находилось 30 новых самолетов и 18 модификаций, уже через год их было 40 и 29 соответственно, а в 1940 году - 45 новых машин и 36 - модернизированных. Отрасли была критически нужна новая испытательная база: аэродром, стенды, лаборатории и главное - кадры. Решение о создании Института летных исследований было принято 13 июня 1940 года, а 8 марта 1941 года приказами Наркома авиационной промышленности утверждено "Положение об институте" и назначен его первый начальник - Герой Советского Союза, летчик-испытатель Михаил Громов. Первые месяцы работы института были посвящены решению организационных вопросов, строительству инфраструктуры. Но с началом Великой Отечественной войны перечень задач стремительно изменился. Необходимо было ускорить испытания боевых самолетов, помогать серийным заводам внедрять улучшения конструкции самолетов и двигателей. Еще не успев обжиться в поселке Стаханово (в 1947 году он был переименован в город Жуковский), сотрудники ряда подразделений отправились в эвакуацию в Казань и Новосибирск, на базе ЛИИ создана эскадрилья ночных истребителей. Деятельность института в военные годы была отмечена высокой наградой: в 1945 году он награжден орденом "Красное знамя". Еще одной высокой награды - ордена Октябрьской революции - ЛИИ удостоен в 1981 году. Послевоенные годы были ознаменованы началом реактивной эры. Испытания таких машин потребовали подготовки новых методик, развития экспериментальной базы. Были созданы многочисленные стенды, появились первые самолеты - летающие лаборатории для тестирования реактивных двигателей. Всего за эти 80 лет создано более 450 летающих лабораторий и летающих моделей, с использованием которых были получены уникальные результаты по проблемам аэродинамики, динамики, устойчивости и управляемости, в том числе на больших углах атаки, при сваливании, в штопоре. Большинство самолетов и вертолетов СССР и Российской Федерации, а также уникальные воздушно-космические системы и системы авиационных вооружений, проходили испытания и доводку на базе института. В 1947 году для подготовки специалистов высшей квалификации была создана аспирантура, а спустя несколько лет начала работу легендарная школа летчиков-испытателей. ЛИИ может гордиться своим кадровым потенциалом: научную школу института создавали 35 докторов наук, более 300 кандидатов наук. 48 работников ЛИИ стали лауреатами Ленинской и Государственной премий. 28 летчиков и штурманов, работая в ЛИИ, получили звание Героя Советского Союза и Героя России, двое ученых стали Героями Социалистического Труда. Сотрудниками ЛИИ были и люди, стоявшие у истоков Международных авиационно-космических салонов. Юрий Нагаев, Юрий Шогин, Николай Занегин и Магомед Толбоев, в чьей биографии работа в ЛИИ занимает важное место, внесли огромный вклад в развитие главной аэрокосмической выставки. Неделя широко открытых дверей Вопрос о том, где будут проходить авиационно-космические салоны, в конце 1980-х и самом начале 1990-х годов оставался открытым: предлагались разные локации, как в Московской области, так и в столице. Лучшим оказалось предложение группы специалистов ЛИИ им. М.М. Громова: институт обладал лучшей аэродромной инфраструктурой, позволяющей принимать самые крупные в мире самолеты; здесь же были самые совершенные комплексы контрольно-измерительной и контрольно-записывающей аппаратуры, обеспечивающие проведение безопасных демонстрационных полетов. Да и возможности по размещению экспозиции обширные: натурные образцы можно демонстрировать на статической стоянке, развернутой на старой взлетно-посадочной полосе, а резервы площадей для размещения павильонов и шале не исчерпаны и по сей день. Первая же выставка, получившая название "Мосаэрошоу-92", собрала порядка 300 тыс. гостей. Спустя год первый авиасалон МАКС посетило уже 400 тыс. человек. Цифры, продемонстрированные в 2019 году, еще выше: 578 тыс. 810 участников и гостей, 26,5 тыс. кв.м. площадей в павильонах и 45 тыс. кв.м. - на открытых и статических площадках. Большая подготовительная работа, проведенная при участии служб института, позволила провести выставку без технических сбоев: работа всех инженерных сетей была безупречной. Безусловно, украшением МАКС является его уникальная летная программа. В 2019 году 81 воздушное судно выполнили сотни полетов, и мы с благодарностью вспоминаем Николая Шматова - бессменного руководителя полетов ЛИИ имени М.М. Громова, внесшего неоценимый вклад в безопасное проведение демонстрационной программы всех салонов. Сейчас, когда подготовка к проведению МАКС-2021 находится в полном разгаре, специалисты ЛИИ уже вовлечены в организацию программы полетов и решение других насущных проблем. АО "Авиасалон" поздравляет со знаменательной датой своих коллег и партнеров, действующих сотрудников и ветеранов ЛИИ им. М.М. Громова. Не сомневаемся, что впереди у института множество прорывных проектов, окрыляющих работ и достижений. Желаем благополучия, процветания и новых высот! Приглашаем всех любителей авиации присоединиться к поздравлениям в "День ЛИИ", проведение которого запланировано в рамках МАКС-2021....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка