О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Зеленое" будущее: специалисты ЦИАМ работают над решением экологических проблем авиации

Специалисты Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова выступили на научно-практической конференции "Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России"

Специалисты Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") выступили на научно-практической конференции "Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России". Мероприятие, организованное НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", прошло в онлайн-формате.

На конференции специалисты ЦИАМ подчеркнули насущную необходимость использования межведомственной площадки для выработки консолидированной позиции отрасли по экологическим вопросам с учетом интересов отечественных авиапроизводителей.

Вопросы экологии с каждым днем заявляют о себе все сильнее. Главные экологические проблемы воздушного транспорта - авиационный шум и выбросы в атмосферу вредных веществ при сжигании топлива. Ограничение и снижение уровня воздействия гражданской авиации на окружающую среду относятся к приоритетам технологического развития мирового авиастроения в целом и российского в частности. Повышению "экологичности" авиационных двигателей посвящен целый ряд расчетно-экспериментальных исследований ЦИАМ. Некоторыми из них, а также планами на будущее, они поделились на конференции.

Начальник сектора ЦИАМ, представитель Российской Федерации в Комитете по защите окружающей среды от воздействия авиации (CAEP) ИКАО Артур Мирзоян на пленарном заседании дал оценку международного экологического регулирования в сфере авиации, которое осуществляет ИКАО. С момента вступления нашей страны в эту организацию специалисты ЦИАМ принимают активное участие в разработке новых норм и стандартов ИКАО, которые регулярно ужесточаются. Эксперт отметил, что в последнее время это ужесточение слабо обусловлено объективными целями защиты окружающей среды и используется ведущими странами - производителями авиационной техники в качестве инструмента получения преимуществ в конкурентной борьбе. Тем важнее становится в этой связи наличие единой позиции отечественного авиационного сообщества. Ее выработке может способствовать организация широкого обсуждения в рамках нового Комитета по охране окружающей среды от воздействия авиации Союза авиапроизводителей России.

Докладчик также подчеркнул необходимость формирования обоснованных перспективных экологических требований к отечественным ВС и двигателям с учетом международных норм ИКАО и развития национальной нормативно-технической правовой базы в отношении экологических и других характеристик ВС и двигателей.

Технологии снижения воздействия шума перспективного сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) при взлетно-посадочном цикле представил начальник сектора ЦИАМ Юрий Халецкий. Докладчик изложил первые результаты разрабатываемого в ЦИАМ подхода к снижению уровней шума СПС в сертификационных точках с использованием программного управления тягой двигателя во взлетно-посадочном цикле. Оценки показали возможность снизить уровень шума на взлете и начальном наборе высоты до 6 EPNдБ, при посадке - до 8,4 EPNдБ. В докладе отмечено, что программное управление тягой двигателя во взлетно-посадочном цикле может стать одним из инструментов снижения шума СПС, с помощью которого можно приблизиться к уровням шума дозвуковых самолетов. Однако применение предлагаемых программ малошумного управления тягой двигателя СПС связано с изменением традиционной процедуры сертификации самолета по шуму и требует одобрения в САЕР.

Тему экспериментальных исследований в области повышения экологичности и эффективности авиационной техники продолжили доклады специалистов ЦИАМ, посвященные разработке гибридных и электрических силовых установок (СУ).

Заместитель директора Исследовательского центра "Гибридные и электрические силовые установки" ЦИАМ Максим Овдиенко проанализировал формирование концепций региональных самолетов с гибридной СУ в мире и в России. В развитие темы директор Исследовательского центра "Гибридные и электрические силовые установки" ЦИАМ Антон Варюхин рассказал о состоянии и перспективах развития исследований. Он отметил, что ЦИАМ является головным исполнителем ряда НИР по созданию демонстраторов технологий в этой области. Применение электрических и гибридных СУ позволяет уменьшить уровень эмиссии вредных веществ и затраты топлива летательного аппарата. Проведенные ЦИАМ исследования показывают жизнеспособность выбранных концепций.

Антон Варюхин также рассказал об исследованиях перспективных альтернативных источников энергии, работающих на водороде. В рамках НИР "Перспективные ГСУ" в ЦИАМ оценивается эффективность применения различных схем гибридных и электрических СУ, создаются демонстраторы полностью электрической СУ для легких пилотируемых самолетов в двух вариантах: первый - на аккумуляторах, второй - на аккумуляторах и водородных топливных элементах.

В конференции приняли участие представители Росавиации, Фонда перспективных исследований, АО "ОДК-Авиадвигатель", АО "ЛИИ им. М.М. Громова", Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, АО "Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова", АО "Авиакомпания "Якутия" и др.

По итогам мероприятия принята резолюция, в которой участники конференции сформулировали свое видение глобальных трендов технологического развития гражданской авиации и авиастроения, а также рекомендации по совершенствованию стратегии технологического развития российского авиастроения в условиях ужесточения стандартов и норм.

ФГБУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") - единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения - от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей и наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года №326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав Центра входят следующие федеральные государственные унитарные предприятия:
  • Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (г. Жуковский, Московская область);
  • Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (г. Москва);
  • Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (г. Москва);
  • Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск);
  • Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (пос. Белозерский, Московская область).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка