Автор: Александр Храмчихин
Опубликовано: 10.03.2021, 09:42
 

Ставка на авиацию

Испанская "оборонка" успешно торгует оружием по всему миру


[image]

В 90-е годы Испания и Португалия, будучи тыловыми странами НАТО, стали одним из направлений поставок техники "прифронтовыми" странами ради спасения ее от ограничений ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе). В результате пиренейские государства до определенной степени пошли против общенатовской тенденции тотального разоружения.

От "Еврофайтера" до "Тайфуна"

Испания ("С миру по нитке - королевству корвет") получила от США в рамках данного процесса 310 танков М60, 100 БТР М113 (и еще 31 КШМ М577 на его базе) и 64 203-мм САУ М110А2. Для ВВС Испании были переданы шесть "Фантомов" в разведывательном варианте и 24 F/А-18А/В "Хорнет" (в дополнение к тем 72, что были ранее произведены в самой Испании), по американской лицензии начата сборка СВВП "Харриер". Также из США было поставлено значительное количество различного авиационного и корабельного вооружения (ПКР "Гарпун", ракеты "Мейверик", АМRААМ), два десантных корабля типа "Ньюпорт". В Испании также было произведено 200 ПТРК "Тоу" и по 10 ПТУР для каждого.

В Великобритании Испания купила 56 105-мм орудий L-118, в Италии - дополнительные (к шести ранее поставленным) два ЗРК "Спада". Из Франции поступили около 20 "Миражей-F1", 15 вертолетов AS532, до 200 ПЗРК "Мистраль". В Германии были взяты в аренду 108 танков "Леопард-2А4". Позднее они были выкуплены Испанией, причем факт выкупа окончательно оформлен лишь в 2017 году.

Для Таиланда в Испании был построен легкий авианосец "Чакри Нарубет", практически аналогичный "Принцу Астурийскому", в качестве приложения к нему было поставлено до десятка "Харриеров". Испания продолжила поставки на экспорт самолетов С-212 и CN-235, минометов ECIA. При этом страна начала участвовать в важнейшей европейской оборонной программе - создании истребителя четвертого поколения, первоначально получившего название "Еврофайтер", а затем - "Тайфун". Кроме Испании, участниками программы стали Великобритания, Германия и Италия.

Испытания самолета начались в середине 90-х, производство - в 2003 году. Объемы закупок самолета несколько раз сокращались, в частности окончательный заказ Испании составил 73 машины. К настоящему времени он выполнен, при этом три самолета уже потеряны, но, видимо, будет построено еще некоторое количество "Тайфунов" для замены "Хорнетов". Предполагается совместно с Германией и Францией создать истребитель шестого поколения (при пропуске пятого), но пока судьба этой программы совершенно неясна.

Ставка на отечественный ВПК

Совместно с Австрией Испания разработала БМП, которая в Австрии называется "Улан", а в Испании - "Пизарро". Производство БМП велось уже в ХХI веке. Для испанской армии была построена 261 машина (в том числе КШМ и инженерные). Она никуда не экспортировалась, но на ее основе в Великобритании начат выпуск семейства боевых машин "Аякс" (всего их будет произведено почти 600 единиц). Кроме того, в Испании была завершена разработка и начато производство легкого транспортного самолета С-295, который сразу стал активно экспортироваться и в страны Восточной Европы и бывшего СССР (в частности, 8 таких машин приобрел Казахстан, 4 - Узбекистан).

Сегодня Мадрид стремится развивать собственный ВПК и расширять военный экспорт (основную его часть по-прежнему составляют транспортные самолеты и их патрульные варианты), снижая зависимость от импорта. На испанских верфях для собственного флота были построены пять фрегатов типа "Альваро де Базан" (в некоторых источниках их называют лучшими в мире в своем классе), два ДТД типа "Галисия" и УДК "Хуан Карлос", который после утилизации "Принца Астурийского" стал крупнейшим кораблем ВМС Испании и единственным носителем "Харриеров". По аналогичному проекту были построены два УДК типа "Канберра" для ВМС Австралии, такой же УДК по испанской лицензии строится в Турции.

Пять фрегатов типа "Нансен" были построены в Испании для ВМС Норвегии. По испанскому проекту в Австралии для флота этой страны построены три эсминца типа "Хобарт". На основе французской ПЛ "Скорпен" в Испании строятся четыре ПЛ типа S-80, однако данная программа очень сильно отстает от первоначального графика. Испания стала участником еще одной европейской авиационной программы - создания транспортного самолета А-400, причем именно в этой стране осуществляется его конечная сборка. Для ВВС Испании заказано 27 таких самолетов, но пока получено только восемь. В стране создан и производится крупной серией легкий бронеавтомобиль VAMTAC (типа американского "Хаммера"), он также активно экспортируется. По немецкой лицензии произведено 219 танков "Леопард-2А6" (в дополнение к вышеупомянутым 108 выкупленным "Леопардам-2А4"). Также по лицензии произведено 18 франко-немецких боевых вертолетов "Тигр". Напрямую во Франции куплено еще шесть "Тигров" и до 50 различных многоцелевых вертолетов. Более 20 вертолетов и три батареи американской ЗРС "Патриот" получено из Германии.

В США были приобретены несколько "Харриеров" и "Си Хоков", четыре боевых БЛА MQ-9 "Рипер", а также различное авиационное и корабельное вооружение, в Великобритании - шесть тральщиков типа "Сэндаун" (испанский тип "Сегура"), в Норвегии - четыре батареи ЗРК NASAMS, в Израиле - 260 ПТРК "Спайк" и полтора десятка разведывательных БЛА "Серчер". Кроме того, Мадрид приобрел значительное количество различной бронетехники. В Италии было куплено 84 БМТВ "Чентауро" и 185 бронеавтомобилей LMV (из них как минимум два потеряны в Афганистане), в ЮАР - 100 бронеавтомобилей RG-31 "Ньяла" (один из них также потерян в Афганистане), в Швеции - 20 сочлененных БТР Bv-206S, в Швейцарии - 39 БТР "Пирана". Предполагается закупка еще 348 БТР "Пирана" в нескольких вариантах. В свою очередь Испания продала американской ЧВК 20 истребителей "Мираж-F1" ("Летчики по вызову").

В целом испанская армия ("Честное пиренейское") деградировала в несколько меньшей степени, чем большинство других европейских натовских армий. Страна при этом сумела занять определенную "нишу" в военном экспорте. Тем не менее в целом ВС Испании продолжают неуклонно сокращаться и вряд ли эта тенденция может быть переломлена.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 марта 2021 года | Дайджест публикаций за 10 марта 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости