О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 2020 год

Группа "Аэрофлот" сегодня опубликовала консолидированную финансовую отчетность за 2020 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала консолидированную финансовую отчетность за 2020 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Ключевые финансовые результаты Группы "Аэрофлот" за 2020 год:
  • выручка снизилась на 55,4% по сравнению прошлым годом, до 302 182 млн руб.;
  • показатель EBITDA составил 26 989 млн руб.;
  • чистый убыток составил 123 208 млн руб.;
  • скорректированный чистый убыток составил 113 135 млн руб.
Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот", прокомментировал: "По итогам четвертого квартала 2020 года Группа "Аэрофлот" перевезла 7,1 млн пассажиров, в том числе 6,3 млн пассажиров на внутренних линиях. Данные объемы перевозок несколько ниже достигнутых в третьем квартале значений, что отражает корректировку емкостей Группы на фоне сезонного снижения спроса и влияния второй волны пандемии. Благодаря положительной динамике и масштабам внутреннего рынка Группа "Аэрофлот" во второй половине года смогла восстановить около половины емкостного предложения, что является лучшим результатом среди европейских авиакомпаний, согласно исследованию аналитического агентства CAPA. Однако, сохранение масштабных ограничений на международные полеты и закрытых границ в связи с пандемией является существенным негативным фактором, продолжающим оказывать определяющее влияние на авиационную отрасль в целом и в частности на Группу "Аэрофлот". Выручка четвертого квартала 2020 года составила 68,0 млрд рублей, что на 55,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Работа с доходностью рейсов и сохранение акцента на грузовых перевозках позволили немного замедлить падение выручки по сравнению с третьим кварталом, когда оно составляло 60,1%. Продолжалась работа по сокращению расходов, снижение показали все ключевые линии затрат, что помогло сдержать рост убытков. Чистый убыток по итогам четвертого квартала 2020 года ожидаемо увеличился и составил 43,8 млрд рублей. Это отражает специфику баланса спроса и предложения в низкий сезон, а значит и более низкие доходные ставки, а также ряд единоразовых корректировок, включая обесценение гудвила по авиакомпании "Россия" в связи со снижением прогнозных показателей из-за пандемии. Без учета данных корректировок чистый убыток составил 32,9 млрд рублей. Несмотря на убыток, с учетом всех операционных и экономических сложностей работы авиации в существующих реалиях и в части выполняемой производственной программы операции четвертого квартала финансово эффективны. Отдельно стоит отметить достижения авиакомпании "Победа", которая во втором полугодии увеличила пассажиропоток на 7,6%. Несмотря на полную остановку деятельности в апреле - мае, а также снижение средних тарифов, направленное на стимулирование спроса, по итогам года компания показала прибыль. "Победа" - уже крупная компания, в ее парке на конец отчетного года находилось 34 самолета. Данный результат с учетом масштабов кризиса, когда вся мировая отрасль понесла убытки в размере 118 млрд долл. США, является исключительно сильным. В 2020 году Группа "Аэрофлот" обеспечила себя необходимыми ресурсами ликвидности, включая средства от дополнительной эмиссии акций в размере 80 млрд рублей и кредитными линиями, обеспеченными государственными гарантиями на сумму 70 млрд рублей, что позволило исправно исполнять свои обязательства. Продолжается низкий зимний сезон первого квартала. Отмечаются точечные улучшения по операционным показателям, загрузке и бронированию, однако, в целом ситуация остается крайне тяжелой. В этой связи мы сохраняем консервативный подход к задействованию емкостей в дополнение к их сезонному снижению. Реализуя антикризисные мероприятия, мы продолжаем смотреть в будущее. Началась трансформация Группы "Аэрофлот": ведется работа по внутригрупповой передаче флота, дочерние компании открывают рейсы по новым маршрутам. В летнем сезоне авиакомпания "Победа" начинает полеты из нашего главного хаба - московского аэропорта Шереметьево. Все эти действия направлены на долгосрочное повышение эффективности Группы "Аэрофлот", но мы уверены, что данные шаги окажут положительное влияние и на показатели текущего года". Основные производственные показатели
4К 20204К 2019Изм.12М 202012М 2019Изм.
Пассажиропоток, тыс. чел.7 10013 990(49,2%)30 15760 719(50,3%)
- международные линии7996 161(87,0%)5 98427 118(77,9%)
- внутренние линии6 3017 830(19,5%)24 17233 601(28,1%)
Пассажирооборот, млн пкм14 28235 985(60,3%)68 014156 253(56,5%)
- международные линии2 52021 191(88,1%)21 15091 401(76,9%)
- внутренние линии11 76214 793(20,5%)46 86364 852(27,7%)
Предельный пассажирооборот, млн ккм19 14045 476(57,9%)92 402190 856(51,6%)
- международные линии3 70127 433(86,5%)30 039113 766(73,6%)
- внутренние линии15 43818 042(14,4%)62 36377 089(19,1%)
Занятость кресел, %74,6%79,1%(4,5 п.п.)73,6%81,9%(8,3 п.п.)
- международные линии68,1%77,2%(9,2 п.п.)70,4%80,3%(9,9 п.п.)
- внутренние линии76,2%82,0%(5,8 п.п.)75,1%84,1%(9,0 п.п.)
В 2020 году Группа "Аэрофлот" перевезла 30,2 млн пассажиров, что на 50,3% ниже результата 2019 года. На операционные результаты отчетного периода повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире. Наиболее сильно пострадали показатели международных перевозок в результате фактического закрытия международного сообщения в марте. Остановка международных рейсов также повлияла на показатели внутренних линий вследствие выпадения трансфера из/в российские регионы со стыковкой в Москве. В третьем и четвертом квартале внутреннее авиасообщение показало значительное восстановление объемных показателей, а в международном сегменте были возобновлены полеты по ряду линий, однако, в целом международное авиасообщение оставалось существенно ограниченным. В четвертом квартале влияние пандемии на авиакомпании дополнило сезонное снижение спроса. Основные финансовые показатели
Млн руб., если не указано иное4К 20204К 2019Изм.12М 202012М 2019Изм.
Выручка67 969153 898(55,8%)302 182677 881(55,4%)
EBITDA(4 191)27 249-26 989168 924(84,0%)
Рентабельность EBITDA-17,7%-8,9%24,9%(16,0 п.п.)
(Убыток) / прибыль за период(43 802)(6 793)6,4х(123 208)13 512-
Скорректированный (убыток) / прибыль*(32 856)(8 348)3,9х(113 135)11 957-
Выручка
Млн руб., если не указано иное4К 20204К 2019Изм.12М 202012М 2019Изм.
Выручка от пассажирских перевозок 50 133132 536(62,2%)243 708594 570(59,0%)
в т.ч. регулярные перевозки46 398125 951(63,2%)225 753557 132(59,5%)
чартерные перевозки3 7356 585(43,3%)17 95537 438(52,0%)
Выручка от грузовых перевозок9 6355 66970,0%26 76819 28238,8%
Прочая выручка8 20115 693(47,7%)31 70664 029(50,5%)
Выручка итого67 969153 898(55,8%)302 182677 881(55,4%)
По итогам 2020 года выручка Группы "Аэрофлот" снизилась на 55,4% по сравнению с прошлым годом и составила 302 182 млн руб. Выручка от регулярных пассажирских перевозок снизилась на 59,5% по сравнению с прошлым годом и составила 225 753 млн руб., что связано с сокращением пассажиропотока на фоне пандемии коронавируса. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 38,8%, до 26 768 млн руб., по сравнению с прошлым годом, что связано с оперативными действиями Компании по переориентированию части широкофюзеляжного флота для грузовых перевозок, включая перевозки грузов в салонах воздушных судов. Прочая выручка снизилась на 50,5% по сравнению с прошлым годом, до 31 706 млн руб. Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное4К 20204К 2019Изм.12М 202012М 2019Изм.
Амортизация и таможенные пошлины31 20728 28110,3%119 142108 26110,1%
Расходы на оплату труда15 09125 554(40,9%)65 44592 413(29,2%)
Обслуживание воздушных судов и пассажиров14 78330 347(51,3%)63 623127 240(50,0%)
Техническое обслуживание воздушных судов8 8096 62433,0%29 05630 566(4,9%)
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы5 4238 926(39,2%)20 57831 407(34,5%)
Прочие расходы12 6039 89127,4%19 03436 455(47,8%)
Операционные расходы за исключением авиационного топлива87 916109 623(19,8%)316 878426 342(25,7%)
Расходы на авиационное топливо15 45145 307(65,9%)77 457190 876(59,4%)
Операционные расходы итого103 367154 930(33,3%)394 335617 218(36,1%)
Операционные расходы в 2020 году снизились на 36,1% по сравнению с прошлым годом и составили 394 335 млн руб., что обусловлено преимущественно сокращением объемов операционной деятельности - выставленные емкости снизились на 51,6% по сравнению с прошлым годом, а также реализацией инициатив по сокращению постоянных расходов. Расходы на авиационное топливо снизились на 59,4% по сравнению с прошлым годом и составили 77 457 млн руб. на фоне уменьшения объема перевозок и налета часов, а также средней стоимости керосина. Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, снизились на 25,7% по сравнению с прошлым годом, до 316 878 млн руб. Ключевым драйвером данного снижения является снижение объема операций, включая практически полную остановку полетов в апреле и мае 2020 года.
  • Расходы на оплату труда снизились на 29,2% по сравнению с прошлым годом, до 65 445 млн руб.
  • Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров снизились на 50,0% по сравнению с прошлым годом и составили 63 623 млн руб. При этом в связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению вируса были внедрены дополнительные процедуры предполетной подготовки и дезинфекции воздушных судов.
  • Расходы на техническое обслуживание воздушных судов снизились на 4,9% по сравнению с прошлым годом, до 29 056 млн руб., что обусловлено уменьшением объемов работ по техническому обслуживанию на фоне сокращения объемов перевозок, что было частично нивелировано увеличением единоразовых выплат при возврате воздушных судов и расходов на ремонты авиационных двигателей перед возвратом, прежде всего в первом и четвертом кварталах 2020 года, а также девальвацией рубля. При этом во втором и третьем кварталах 2020 года данная статья показала снижение на 45,7% и 31,9% соответственно, за счет сокращения переменного компонента, связанного с налетом часов, при сохранении необходимых затрат на поддержание летной годности остановленного флота.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы снизились на 34,5% по сравнению с прошлым годом, до 20 578 млн руб., за счет дополнительных масштабных оптимизационных мер в отношении общехозяйственных, консультационных, маркетинговых расходов. Прочие расходы (нетто) снизились на 47,8% по сравнению с прошлым годом и составили 19 034 млн руб. Снижение обусловлено сокращением расходов на услуги систем бронирования и на продукты для производства бортового питания на фоне снижения объемов перевозок. В данной статье также учитывается доход от полученной субсидии от Правительства Российской Федерации. В четвертом квартале увеличение данной статьи расходов объясняется обесценением гудвила по авиакомпании "Россия". Расходы на амортизацию и таможенные пошлины, наибольшая статья расходов, которая в основном не зависит от объемов деятельности, увеличились на 10,1% по сравнению с прошлым годом и составили 119 142 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен, главным образом, переоценкой резерва на ремонты перед возвратом воздушных судов, вызванной ростом курса доллара США в течение 2020 года по сравнению с прошлым годом. В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 26 989 млн руб. Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное4К 20204К 2019Изм.12М 202012М 2019Изм.
Операционный (убыток) / прибыль(35 398)(1 032)-(92 153)60 663-
(Убыток) / прибыль от инвестиций, нетто(200)(1)-(557)357-
Финансовые доходы2 0621 0122,0x4 9385 486(10,0%)
Финансовые расходы(11 210)(11 225)(0,1%)(47 252)(52 050)(9,2%)
Реализация результата хеджирования(2 922)(66)-(13 254)(2 368)5,6х
Прочие(5 109)1 490-(5 209)1 715-
Финансовые доходы в 2020 году снизились на 10,0% по сравнению с прошлым годом, до 4 938 млн руб., что в основном связано с уменьшением процентных доходов по депозитам в результате снижения процентных ставок на рынке. Финансовые расходы снизились на 9,2% по сравнению с прошлым годом, до 47 252 млн руб., что в основном связано с уменьшением процентных расходов по аренде в результате снижения процентных ставок, а также обязательств по аренде в валюте платежей. Убыток от реализации результата хеджирования (статья, в которой отражаются учетные движения по валютным обязательствам по лизингу) составил 13 254 млн руб. Данная сумма включает часть переоценки лизинговых обязательств в размере 7 237 млн руб. Девальвация рубля в течение отчетного периода привела к переоценке долгового портфеля и в связи со снижением выручки, получаемой Группой в валюте, в соответствии с применяемыми учетными принципами часть данной переоценки отражается в отчете о прибылях и убытках. Чистый убыток Группы "Аэрофлот" за 2020 год составил 123 208 млн руб. Долговая нагрузка
Млн руб., если не указано иное31.12.202031.12.2019Изменение
Кредиты и займы88 63515 7925,6х
Обязательства по аренде 662 507557 12418,9%
Пенсионные обязательства7927841,0%
Общий долг751 934573 70031,1%
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции93 77525 8613,6х
Чистый долг658 159547 83920,1%
Общий долг по состоянию на 31 декабря 2020 года увеличился на 31,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2019 года и составил 751 934 млн руб. Рост долговой нагрузки связан, в первую очередь, с переоценкой лизинговых обязательств на отчетную дату в результате девальвации рубля на 19,3% (по отношению к доллару США) с начала года, а также с привлечением новых кредитов для создания резерва ликвидности и для финансирования текущей деятельности на фоне значительного снижения фактических и ожидаемых доходов. Увеличение денежных средств на конец 2020 года до уровня 93,8 млрд руб. обеспечено преимущественно привлечением 80 млрд руб. в результате размещения акций среди широкого круга инвесторов в октябре отчетного года. *Скорректированная чистая прибыль не учитывает обесценение гудвила авиакомпании "Россия", выбытие дочерних компаний, прочие единоразовые эффекты....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка