Опубликовано: 17.03.2021, 09:35
 

60 лет. ЦАГИ - космосу: российский космический ракетный комплекс "Ангара"


[image]

Ангара - гордое название одной из главных рек Сибири, единственной, вытекающей из озера Байкал. Его дали и новому российскому космическому ракетному комплексу (КРК) "Ангара", который представляет собой семейство ракет, состоящее из носителей от легкого до тяжелого классов, предназначенных для полетов на низкой околоземной орбите.

Работы по созданию новой ракеты-носителя начались в 1992 г. Спустя два года головным разработчиком комплекса назначен Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. В марте 1997 г. руководство предприятия предложило кардинально пересмотреть принятый изначально вариант "Ангары". Постепенно стала вырисовываться ее нынешняя схема на базе универсальных ракетных модулей.

Над новым КРК работает кооперация российских промышленных предприятий и строительных организаций. Значительный вклад в создание "Ангары" внес и Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского. Специалисты ЦАГИ активно участвовали в решении проблем аэродинамики, тепла и механики полета ракеты-носителя.

В первом десятилетии XXI века ученые института - С.М. Дроздов, В.Н. Бражко, А.С. Скуратов, Д.С. Федоров провели обширный цикл исследований аэродинамического нагревания моделей нового поколения тяжелой многоблочной ракеты-носителя "Ангара-5". Работы шли в аэродинамических трубах Т-117 и УТ-1М ЦАГИ с использованием плавящихся термоиндикаторов, люминесцентных покрытий и датчиков. Особое внимание уделялось теплообмену в межблочном пространстве и на узлах связи. Также изучались пульсации давления в открытых зонах. Эта работа способствовала успешному запуску ракеты-носителя в декабре 2014 г. с космодрома "Плесецк".

Кроме того, специалисты института Н.А. Благовещенский, И.Ф. Белов, С.М. Задонский, принимали участие в исследованиях по созданию многоразового ускорителя "Байкал" ракеты-носителя "Ангара". Он оснащен поворотным прямым крылом, полностью отклоняемым горизонтальным и вертикальным оперением. Перед разработчиками стояла задача обеспечить аппарату возможность отделиться от КРК и в автоматическом режиме вернуться к месту старта, приземлившись на самолетную взлетно-посадочную полосу как крылатый беспилотный летательный аппарат. "Байкал" может применяться как в составе ракеты-носителя семейства "Ангара" легкого, среднего и тяжелого классов, так и в составе других ракетных комплексов.

Сегодня "Ангара" - это новейший российский КРК, который включает в свой состав семейство экологически чистых ракет-носителей различных классов, позволяющих выводить до 37,5 тонн полезного груза (модификация "Ангара-А5В") на низкую околоземную орбиту. Среди ключевых черт комплекса - использование исключительно российских компонентов; возможность создания ракет-носителей разных классов на основе универсальных ракетных модулей; экологически безопасные компоненты топлива - керосин и жидкий кислород.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ЦАГИ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 17 марта 2021 года | Дайджест публикаций за 17 марта 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости