Автор: Сергей Георгиев
Опубликовано: 17.03.2021, 12:01
 

Крылатые ракеты Х-101 и Х-102


[image]

На рубеже 90-х гг. МКБ "Радуга" начало создание новых стратегических крылатых ракет для замены недавно принятых на вооружение Дальней Авиации Х-55. Они предназначались для поражения особо важных защищенных ПВО и высокоживучих целей ядерными или обычными БЧ. Носителями должны были стать самолеты Ту-95МС и Ту-160, а также проектируемый стратегический бомбардировщик V поколения Б-90. Головной организацией, ответственной за комплекс в целом, традиционно стал их разработчик ММЗ "Опыт" им. Туполева.

Новая крылатая ракета получила обозначение Х-101 в обычном и Х-102 в ядерном вариантах.

Накопив опыт создания автокорреляционных систем самонаведения, работавших по рельефу местности и цифровым изображениям "опорных районов навигации" и самой цели, было решено установить обе эти системы, разделив их зоны ответственности - на маршруте основной была первая, вторая подстраховывала, у цели наоборот. Система экстремальной навигации по рельефу была развитием примененной на Х-55, а оптическую унифицировали с удачной ТВ ГСН "Крым" корректируемой авиабомбы КАБ-500Кр, которая "запоминала" не образ объекта атаки, а его положение в кадре. Она попадала в заданную точку на цели с отклонением до 10 м, даже если ¾ кадра закрывал дым или туман.

Для повышения дальности пришлось увеличить запас топлива и удлинить для этого корпус, а также сделать его несущим, изменив обводы. Увеличение удлинения корпуса и крыла, которое получило стреловидность, дало свою прибавку скорости и дальности. Наконец, на новую ракету поставили усовершенствованный двухконтурный турбореактивный двигатель РД95ТМ-300.

Его установка, а также конструкция складывающегося оперения были подобны ракете Х-55, а вот узел складывания крыла переделали. Теперь оно не убиралось внутрь корпуса, а складывалось поворотом консолей под него.

Изменение формы планера, расширение применения композитов и специальных покрытий позволило существенно уменьшить эффективную площадь рассеивания и еще более затруднить обнаружение ракеты локатором, особенно, на предельно малых высотах - такой режим атаки цели остался основным.

После распада СССР и обвала оборонзаказа работы по новым крылатым ракетам в России были прерваны, однако уже в 1995 г. проектирование АКР Х-101/102 было возобновлено и несмотря на все трудности того периода в октябре 1999 г. состоялся первый пуск опытного изделия с борта специально переоборудованного самолета Ту-95МС борт 317.

Длина новой ракеты была 7,45 м, а его отсек вооружения был рассчитан на Х-55, габарит которой был 5,88 м. Потому пришлось вернуться к внешней подвеске - под крыло смонтировали четыре балочных держателя на две ракеты каждый. Испытания показали рост аэродинамического сопротивления, но с учетом почти двойного увеличения дальности полета ракеты боевой радиус системы вырос, к тому же модернизированный Ту-95МСМ теперь нес их восемь против шести в прежнем варианте. Возможность использования всех вариантов АКР Х-55 была сохранена.

Отсеки вооружения Ту-160 позволяли такие ракеты размещать без переделок, и на модернизированных Ту-160М появилась лишь возможность установки новых многопозиционных катапультных устройств и новое программное обеспечение системы управления вооружением.

Хотя испытания новых ракет и их носителей шли не просто, были проблемы с кадрами и средствами на проект на предприятиях-участниках, уже в начале 2000-х гг. опытные самолеты с ракетами Х-101 впервые были привлечены к войсковым учениям частей Дальней Авиации России. К началу 2010-х гг. началась подготовка серийного производства ракет в обеих модификациях на серийном заводе в г. Дубна и пошла доработка носителей на ремзаводах МО РФ, а в 2013 г. комплекс был принят на вооружение, и началась его строевая эксплуатация.

Появление у России новых стратегических крылатых ракет Х-101/102 и их носителей Ту-95МСМ и Ту-160М окончательно лишило ВВС США превосходства в этой области - из-за низких ТТХ и обилия дефектов американцам пришлось снять с вооружения ракеты аналогичного класса AGM-129A и продолжить эксплуатацию устаревших AGM-86 ALCM выпуска 80-х гг. прошлого века, нет у них и самолета, сравнимого с Ту-160.

Между тем, высокие боевые качества, точность и эффективность ракет Х-101 с неядерными БЧ подтвердили боевые действия в Сирии. По просьбе правительства этой страны в рамках оказания помощи в борьбе с террористическими группировками 17 октября 2015 г. первый удар такими ракетами нанесли самолеты Ту-160М ВКС РФ, а с 5 июля 2017 г. к их боевому применению подключились и турбовинтовые Ту-95МСМ. Их точные и мощные удары сорвали планы международных террористов по организации "Исламского государства".

Тактико-технические данные крылатой ракеты Х-102

Система наведения автокорреляционная по рельефу и оптическая. Двигатель ТРДД РД95ТМ-300. БЧ термоядерная, масса 400 кг. Дальность 3000 / 5500 км. Скорость 685…720 / 900…970 км/ч. Высота полета 30…70/10000 м. Масса стартовая 2400 кг. Масса топлива 1250 кг. Длина 7,45 м. Ширина корпуса 0,742 м. Размах крыла 3,0 м. ЭПР 0,01 кв.м.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 17 марта 2021 года | Дайджест публикаций за 17 марта 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости