О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Разработанная в МАИ система индикации повысит безопасность пилотирования самолетов

Сегодня умные авиационные системы гарантируют высокую точность и надежность автоматического пилотирования, но при управлении воздушным судном в ручном режиме ошибочные действия летчика остаются наиболее частой причиной возникновения внештатных ситуаций

Развитие авиационной техники неразрывно связано с постоянным совершенствованием средств обеспечения безопасности полетов. Сегодня умные авиационные системы гарантируют высокую точность и надежность автоматического пилотирования, однако при управлении воздушным судном в ручном режиме ошибочные действия летчика остаются наиболее частой причиной возникновения внештатных ситуаций. Минимизировать риск целого ряда ошибок, связанных с попаданием в зону атмосферных возмущений, способен разработанный в Московском авиационном институте прогнозный дисплей с системой визуализации полетной траектории на лобовом стекле самолета.

Разработкой дисплея занимались специалисты научно-исследовательской лаборатории "Пилотажные стенды и система "самолет-летчик" Александр Викторович Ефремов, Михаил Сергеевич Тяглик и др. Изначально он предназначался для решения задач, требующих высокой точности пилотирования, таких как посадка на палубу, облет препятствий, дозаправка в воздухе.

В настоящее время завершается оценка эффективности дисплея для повышения безопасности полетов в условиях интенсивных и нестабильных вихревых воздействий. Например, инженер лаборатории Татьяна Воронка в своем исследовании доказала целесообразность использования данной системы при попадании самолета в спутный след - вихревой поток, создаваемый другим летательным аппаратом.

Опасные вихри

Спутный след самолета, особенно обладающего значительной массой, является серьезной угрозой для других воздушных судов.

- Существует много примеров, когда при попадании самолета в вихревой поток на эшелоне пассажиры и бортпроводники получали травмы, - рассказывает Татьяна Воронка. - Если же попадание в спутный след происходит на этапах взлета, захода на посадку и посадки, то в большинстве случаев это приводит к фатальным последствиям. Особенно подвержены такому воздействию легкомоторные воздушные суда. В связи с появлением в гражданской авиации широкофюзеляжных самолетов и развитием малой авиации вероятность возникновения аварийных ситуаций возрастает.

Влияние спутного следа на самолет зависит от условий вхождения в него. Боковое воздействие вихря вызовет большую нагрузку на фюзеляж и крыло, что очень опасно с точки зрения повреждения конструкции воздушного судна. Но наиболее неблагоприятный вариант - попадание в спутный след при параллельном курсе. Это приводит к резкому крену самолета то в одну, то в другую сторону, что при минимальном запасе высоты может обернуться входом в штопор. Чтобы избежать таких последствий, требуется быстрая адаптация экипажа к изменившимся условиям.

- Наша система индикации показывает отклонение от заданной траектории, которое еще нельзя уловить без технических средств, - объясняет Татьяна. - Летчик видит допустимый коридор и может своевременно корректировать курс самолета. Дополнительное преимущество заключается в том, что при этом не нужно постоянно мониторить приборы, что серьезно облегчает задачу в стрессовой ситуации.

Не сбиться с курса

Проведенные экспериментальные исследования на пилотажных стендах МАИ показали, что при использовании прогнозного дисплея удается сохранить заданный уровень точности и безопасности пилотирования даже при попадании самолета в сильный вихревой след на малом удалении от посадочной полосы. Работы стали частью Федеральной целевой программы, проводимой при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Восьмой рамочной программы Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий "Горизонт 2020".

- Отклонения при посадке без индикации были в несколько раз больше, чем при посадке с индикацией. Также мы опирались на установленное правило, по которому летчик может совершить посадку, только если отклонение воздушного судна при заходе на нее находится в определенных пределах. Во время эксперимента большая часть посадок без индикации требовала захода на второй круг, а при посадках с индикацией количество таких заходов сокращалось, - говорит Татьяна.

На следующем этапе исследователи намерены проверить возможность применения системы на сверхзвуковом пассажирском самолете. Напомним, что в 2020 году Московский авиационный институт совместно с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского и другими партнерами стал участником консорциума научного центра мирового уровня "Сверхзвук" в рамках национального проекта "Наука"....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка