Автор: Роман Барский
Опубликовано: 19.03.2021, 14:59
 

F-36 Kingsnake: истребитель "поколения 5-". Поможет ли ВВС США "царь луддитов"?


[image]

ВВС США должны уже сейчас определить свои требования к истребителю поколения 5-. Как только будет дан старт программы будет необходимо, в кратчайшие сроки, выбрать поставщиков для систем и подсистем самолета, избегая интеграции технологий, которые находятся в разработке.

Новый легкий истребитель F-36 Kingsnake - потенциальная замена F-16, а точнее его концепция, была предложена приглашенными экспертами авиационного журнала Hush-Kit. После анализа требований, художник Энди Годфри создал визуальный арт-концепт нового самолета.

При обсуждении перспектив нового истребителя экспертами было высказано довольно обычное для разработчиков предложение. На всех этапах работы необходимо назначить "царя луддитов" - того, кто будет "блокировать включение в проект любых новых технологий и того, кто не допустит увеличения веса изделия во время разработки". Для этого требуется "исключительно волевой, не карьерист, неприятный человек, с высоким уровнем научно-технических знаний". На позабавила такая исчерпывающая характеристика авторитетного эксперта-скептика-зануды.

Но перейдем непосредственно к новому концепту истребителя США - F-36 Kingsnake.

В прошлом месяце начальник штаба ВВС США генерал С.К. Браун вызвал ажиотаж, когда заявил, что его служба рассматривает возможность покупки совершенно нового истребителя для замены F-16 Viper. Такого реактивного самолета пока не существует, но благодаря новым технологиям цифровой инженерии он возможно появится довольно быстро. А вот успеют ли его ввести в эксплуатацию до 2030 года - большой вопрос?

По заявлению генерала Брауна новый истребитель должен разрабатываться и модернизироваться быстрее, чем F-35, и не обязательно должен содержать такие же "изысканные технологии". Основными принципами при создании истребителя 5- должны стать: скорость разработки, доступность и возможность внедрения новых технологий в будущем.

Исходя из этого, исполнителям необходимо будет: подготовить мелкосерийное производство с возможностью масштабирования (в случае поступления экспортных заказов), выбрать мощную двигательную установку, способную выдержать будущие модернизации, избегать ИИ, придерживаться простой формы в создании фюзеляжа, отказаться от стелс-технологии, использовать аддитивное производство.

В нашумевшей беседе с журналистами Чарльз Браун сравнил F-35 с Ferrari. Эксперты продолжили:

"F-35 - это Ferrari, F-22 - Bugatti Chiron, а ВВС США нужен Nissan 300ZX*"

  • Nissan 300ZX - популярный в конце XX века спорткар средней ценовой категории

Единственный способ избежать медленного и дорогостоящего процесса разработки - это проанализировать все "на берегу" - анализируя, что требуется для быстрого запуска замены F-16 и, при этом, учитывая ошибки F-35.

1. ВВС США необходим совершенно новый истребитель поколения 4+ или 5-. По боевым характеристикам он должен быть между самолетами, построенными в конце 1970-х и современными "невидимками" F-35 и F-22. Но! Цена малозаметности чрезмерно высока, и этим можно поступиться.

2. На первое место среди требований выходит цена - всего самолета и всего его жизненного цикла. Попытки создать универсальный, дешевый и массовый стелс-самолет уже официально провалились.

Цена истребителя F-35 за последнее десятилетие значительно упала: с почти $300 млн за первые машины до $77,9 млн сейчас. Но изначально, в 2001 году на представлении продукта, "прайсовая" цена была не более $50 млн ($73 млн в ценах 2021 года).

Сам F-35 постепенно дешевеет, но стоимость часа полета на самолете по-прежнему заоблачна: $44000. Налет среднего пилота ВВС - 200 часов в год или 350 часов в год во время развертывания, так что на пилота в год - от $9 млн до $15,7 млн. Пилот с 1000 часов в кабине "стоит" ошеломляющие $44 млн, что более чем вдвое меньше стоимости нового истребителя! С 2019 года ведутся попытки снизить стоимость часа до "всего" $25 тысяч, но ВВС не верят в успех этого предприятия.

3. Анализируя масштабы затрат, ВВС пригрозили Locheed Martin тем, что могут сократить следующий заказ (ВВС обязались купить 1763 F-35A). Но эти "недокупленные" F-35 все равно необходимо будет чем-то заменять в войсках.

4. Так как средний возраст 783 истребителей F-16C ВВС составляет 28,7 года, то о том, чтобы растянуть разработку нового самолета на 20 лет не может быть и речи. Истребитель нужен срочно.

5. Сделать новый, еще более "прокачанный" F-16 (по аналогии с F-15EX) уже невозможно, из самолета за эти годы "выжали" максимально.

6. Чтобы сократить сроки и стоимость разработки необходимо использовать цифровые технологии проектирования и уже имеющиеся комплектующие.

Например, в качестве двигателя F-36 Kingsnake возможно использовать упрощенную версию силовой установки F119 от истребителя F-22. В среднем, для того чтобы наладить производство этих двигателей понадобится 3,5 года, для первых испытаний придется использовать моторы Raptor. Однако возобновлять производство F119 довольно дорого и долго, и, волне вероятно, на F-36 установят улучшенный F110-GE-129 и /или улучшенный F135. F110 - вариант с меньшим риском, т.к. двигатель F-35 до сих пор технически несовершенен.

Повторное использование существующих технологий ускорит процесс выпуска F-36. Например, у последней версии F-16 можно взять полностью усовершенствованную РЛС с электронным сканированием AN/APG-83 последней версии и инфракрасную сенсорную систему, которая уже создана на базе оптико-электронной системы наведения Legion.

7. Новый F-36, скорее всего, будет универсальным. В состав его вооружения войдут ракеты класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" нового поколения и, так как требования малозаметности истребителя снижены, не обязательно будет размещать все вооружение внутри самолета.

Будет ли F-36 востребован на внешнем рынке? Похоже на то. Если все произойдет в озвученные сроки и истребитель поступит на вооружение к 2030 году, то он вполне может "подвинуть" большинство европейских, да и азиатских проектов легких боевых самолетов. Вопрос в сроках. Поможет только "царь луддитов"?

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 19 марта 2021 года | Дайджест публикаций за 19 марта 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости