Опубликовано: 25.03.2021, 09:56
 

Без курса "ноль": штурманской службе ВВС − 105 лет


Ежегодно 24 марта в нашей стране отмечается День штурманской службы Военно-воздушных сил. Именно в этот день ровно 105 лет назад был подписан приказ о формировании в России Центральной аэронавигационной станции. Тогда, в разгар Первой мировой войны, еще не существовало точных приборов, которые помогали летчикам прокладывать маршрут. Поэтому так важно было наличие в экипаже аэронавигатора, или, иными словами, штурмана.

Бортовое оборудование самолетов давно перешло на сложнейшую электронику, но военной авиации штурман все еще необходим. Об истории профессии и о том, куда сегодня движется штурманская служба - в нашем материале.

Первые аэронавигаторы

Штурманы в военной авиации считаются элитой, интеллигенцией, "мозгами". Основная задача штурмана - выполнить боевое задание. Все остальное - обеспечение воздушной навигации, расчет времени полета и запасов топлива, прицеливание и сброс бомб, наведение и пуск ракет, десантирование техники и состава - это частные составляющие главной задачи.

День авиационной штурманской службы - праздник сравнительно молодой. Он был учрежден в 2000 году и приурочен ко дню создания первой в России Центральной аэронавигационной станции в 1916 году. В обязанности станции входило проведение аэрологических наблюдений, заготовка, проверка и установка на самолетах точных приборов, изучение вопросов аэронавигации, разработка методик и нового оборудования.

Однако история штурманского дела в нашей стране - гораздо более продолжительная. За неимением опыта первые авиационные штурманы, или летчики-наблюдатели, аэронавигаторы, как их тогда называли, обращались к знаниям штурманов морских. А первая навигационная школа в России была открыта еще в 1701 году Петром I.

Потребность в отдельном авиаторе, который бы, кроме управления самолетом, занимался вопросами навигации, появилась практически одновременно с появлением первых военных самолетов. С началом Первой мировой войны, где военная авиация применялась уже достаточно широко, выросла необходимость в наведении огня, в прицельном бомбометании, в воздушной разведке. За неимением серьезного оборудования на борту, первым аэронавигаторам приходилось изучать метеосводку, сверять то, что они видят вокруг, с картами, опознавать ориентиры и часто банально показывать пилоту направление рукой, так как средств связи тогда еще не было.

Главный среди штурманов

В 1920-1930-е годы постепенно складывается штурманское направление в военной авиации. Отцом-основателем современной авианавигации считается Борис Васильевич Стерлигов. В 1926 году в качестве летчика-наблюдателя он участвует в перелете Москва - Киев, который проводился полностью по компасному курсу, без карт и радиосредств. Точно таким же образом Стерлигов провел самолет АНТ-4 "Страна Советов" из Москвы в Нью-Йорк в 1929 году. Эти и другие героические и рекордные перелеты 1920-30-х годов еще больше укрепили роль штурманов в авиации.

В 1932 году в авиационных частях ВВС вместо летчика-наблюдателя вводится должность штурмана и создается иерархическая структура всей службы. Борис Стерлигов назначается флаг-штурманом ВВС и возглавляет направление, которым руководил до второй половины 1940-х годов. За время работы Стерлигов разработал методику слепых полетов и создал целый ряд специального штурманского оборудования. Однако важнейшим его вкладом стало создание сразу нескольких школ штурманов в СССР.

С самых первых дней Великой Отечественной войны штурманы военной авиации включились в работу вместе со всей страной. Много сил вкладывалось в развитие направления: улучшалось качество ориентировки, увеличивалась точность бомбометания, создавались новые, более совершенные приборы. Знаковыми событиями стали бомбовые удары по Берлину в 1941 году, огненные тараны по наземным целям в самом начале войны. Штурманская служба занималась разработкой безопасных маршрутов из США в СССР для поставки грузов по ленд-лизу. К окончанию войны 243 штурмана получили звание Героя Советского Союза.

Курса "ноль" не бывает

Многое изменилось в штурманском деле с тех лет. В гражданской авиации задачи штурмана все чаще доверяются современному бортовому оборудованию, которое значительно облегчает работу экипажа. Однако в военной авиации роль штурмана по-прежнему очень высока. Даже самый передовой прицельно-навигационный комплекс пока еще требует человеческого участия и управления. И чем сложнее оборудование, тем выше должна быть квалификация штурмана.

Работа штурмана наших дней уже не ограничивается, как на заре авиации, сопровождением полета из точки А в точку Б. Как уже говорилось выше, сегодня штурман военной авиации - это, прежде всего, специалист по боевому применению. Только профессионалы в этом направлении в полной мере обладают нужными знаниями для принятия сложных решений в боевой обстановке и причинения максимального ущерба противнику. Современный штурман управляет многофункциональными авиационными системами, готовит их к заданиям, обеспечивает многоуровневое взаимодействие в группе объектов.

Сегодня штурманы востребованы во всех видах военной авиации: фронтовой, дальней, военно-транспортной, армейской. Все российские военные самолеты и вертолеты, за исключением одноместных моделей, предполагают наличие штурмана.

В будущем роль штурмана все больше будет сводиться к управлению сложнейшими цифровыми системами, беспилотными устройствами. При этом и сегодня, и завтра каждый штурман должен обладать крепкими базовыми знаниями астрономии, визуальной ориентировки, уметь довести воздушное судно до цели даже в критических ситуациях, если какое-то из навигационных устройств выйдет из строя.

Как говорится в штурманской среде, курса "ноль" не бывает, и пока существует военная авиация, без штурманов не обойтись. Умение видеть цель и достигать ее, стрессоустойчивость, собранность, точность, самообладание - эти штурманские качества будут востребованы в любые времена.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 марта 2021 года | Дайджест публикаций за 25 марта 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости